МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ
(Montaigne) Мишель Эйкем де (1533—1592) — французский мыслитель, юрист, политик. Из купеческой семьи; родовое имя — Эйкем. Первый в семье носитель дворянского имени (по названию приобретенной в 15 в. прадедом М. сеньории Монтень). Изучал философию в Гийеньском коллеже и Университете Бордо. Продолжил обучение в Тулузском университете. Член парламента Бордо (с 1557). Дважды становился мэром Бордо. Интеллектуально сформировался под воздействием идей стоицизма и скептицизма. Основные сочинения: ‘Опыты’ (в трех книгах — первая их редакция издана в 1580, окончательная — в 1588), ‘Путевой журнал’ (написан в жанре индивидуального дневника в 1580—1581, издан в конце 18 в.) и др. В 1676 ‘Опыты’ М. были внесены Ватиканом в ‘Индекс запрещенных книг’. Не стремясь к созданию собственной философской системы, выступил основоположником жанра философско-морализаторского эссе в европейской культуре. Был общеизвестен как глубокий знаток и тонкий интерпретатор классической традиции: в ‘Опытах’ М. были содержательно использованы более 3000 цитат античных и средневековых авторов. Целью творчества М. было написание своеобычного ‘учебника жизни’: по М., ‘нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека’. Предметом большинства эссе М. являлось поведение человека в экстремальных ситуациях, раскрывающее как самые причудливые движения его души, так и самые разнообразные патологии его характера (с точки зрения М., ‘истинное зеркало нашей речи — это течение нашей жизни’). М. сумел осуществить значимый поворот в системе ценностей западноевропейского интеллектуализма: ‘хорошо заполненной голове’ (Ф.Рабле) М. акцентированно предпочитал ‘правильно выработанный разум’, воспитываемый на исторической эрудиции, склонности к парадоксам и двусмысленностям. Основания миропонимания М. были изложены им, в частности, в эссе ‘Апология Раймона Себона’. Согласно М., природа человека двойственна: зачастую необузданные духовные устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела. Осмысление и принятие этого как неизбежной данности позволяет людям ориентироваться на идеал подлинно счастливой жизни — жизни в умеренности. Органы чувств человека — несовершенны (‘кто знает, не лишены ли мы одного, двух, трех или нескольких чувств?’), способности нашего познания ограниченны — лишь один Бог, согласно М., — всеведущ. Неспособность людей четко определиться в выборе между ‘Я знаю’ и ‘Я не знаю’ — естественно трансформируется, по мнению М., в единственно правильно поставленный вопрос: ‘А что именно я знаю/ , предполагающий воздержание от суждении, подлежащих дальнейшему рассмотрению. С точки зрения М., ‘... если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться... В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание’. Гносеологический скептицизм М. фундировался также на его мысли о том, что все живое (в том числе и люди) находится в постоянном изменении: существование человека неизбывно состоит из ‘движения и деятельности’. При этом, М. полагал долгом любого индивида стремиться к самосовершенствованию, рассматривая самопознание как первейшую обязанность человека. Как полагал М., ‘человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру собственного опыта; какие бы усилия он не предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа’. Одоление людского невежества, по М., жизненно важно, ибо ‘люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают’, а ‘...не достигнув желаемого, они делают вид, будто желали достигнутого’. (‘Об истине же, — утверждал М., — нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека’.) Убежденность М. в идеях свободы и сословного равенства людей явила собой перспективнейшую компоненту эволюции идеала человеческого достоинства в рамках европейского менталитета: фраза М. ‘души императоров и сапожников скроены на один манер’ использовалась как эпиграф ‘Газеты санкюлотов’ в 1792. По мнению М., ‘вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся в конечном итоге к тому, чтобы научить нас не бояться смерти... Предвкушение смерти есть предвкушение свободы. Кто научился умирать, тот разучился рабски служить’. ‘Опыты’ М. явили собой творческую процедуру метафорического соединения мира настоящего и мира прошлого с одновременным новаторским экспериментом бессюжетного художественного ‘беспорядка’. (По замечанию С.Аверинцева, ‘будучи в значительной степени платоническим по типу своего вдохновения, Ренессанс, в общем, избегал формализованного порядка. Темы ‘Опытов’ Монтеня по своей широте могут показаться своего рода разрозненной энциклопедией; нельзя, однако, зная Монтеня, вообразить, чтобы он пожелал увидеть разрозненное собранным. Так вот, если проводить классификацию по вышеназванному признаку, энциклопедисты, видевшие в том же Монтене своего предшественника, довольно неожиданно оказываются вовсе не в его обществе, но в обществе ненавистных им создателей средневековых схоластических сводов, какими были, например, Винцент из Бове, автор ‘Великого зерцала’, или Фома Аквинский с обеими своими ‘Суммами’.) Они оказались, видимо, первым в христианской Европе светским прецедентом создания высокоэвристичного ризоморфного (см. РИЗОМА ) гипертекста — в силу глубинной укоренности в сопряженной культурной традиции используемой М. символики наряду с узнаваемостью в интеллектуальных кругах личностного ряда ассоциаций. Мысль М. о том, что ‘эта книга создана мной в той же мере, в какой я создан ею’ (см. Автор), была подхвачена Вольтером: ‘Прекрасен замысел Монтеня наивным образом обрисовать самого себя, ибо он в итоге изобразил человека вообще’. Известна увлеченность текстом ‘Опытов’ М. многих лучших представителей европейской культуры и просвещения: у Шекспира обнаружено более 700 фрагментов из этого сочинения; навсегда покидая Ясную Поляну, Л.Н.Толстой взял с собой томик М.; увлекались М. Г.Флобер, А.С.Пушкин и др. Одной из ‘вечных истин’ европейской культуры стала мысль М., предвосхитившая заключительные строки эпопеи ‘В поисках утраченного времени’ М.Пруста: ‘И что толку становиться на ходули, ведь и на ходулях нам придется идти своими ногами. И на возвышеннейшем из тронов мира мы будем восседать на собственном седалище, и ни на чем другом’.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "МОНТЕНЬ" в других словарях:

  • МОНТЕНЬ — (Montaigne) Мишель (1533 1592) фр. философ, писатель, политический деятель эпохи Возрождения; от увлечения стоицизмом (пирронизмом) пришел к греч. скептицизму Лукреция и Эпикура. Выступал против теологического догматизма и схоластического… …   Философская энциклопедия

  • Монтень — Монтень, Мишель Эйкем де Мишель де Монтень Michel de Montaigne Монтень в воротничке Имя при рождении: Мишель Эйкем де Монтень …   Википедия

  • Монтень — (Montaigne) Монтень (Montaigne) Мишель де (1533 1592) Французский писатель, политический деятель, философ, отличавшийся скептицизмом и стоицизмом. Среди произведений книга эссе Опыты (1580 1588). Афоризмы, цитаты • Наружность мужчины служит… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Монтень — (Мишель Montaigne) один из величайших французских писателей(1533 1592), родился в своем родовом замке Монтене, близ Бордо. Отецего, человек богатый и классически образованный, хотел дать и сынухорошее классическое образование. В виду нежного… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МОНТЕНЬ — (Montaigne) Мишель де (1533 92), французский философ гуманист. Эссеистские (по типу изложения и способу философствования) Опыты (1580 88) направлены против схоластики и морально философского догматизма, отмечены своеобразным скептическим… …   Современная энциклопедия

  • Монтень — (Montaigne) Мишель де (1553 1592). Французский философ гуманист. Книга эссе Опыты (1580 1588), отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма; обращаясь к конкретным историческим фактам …   1000 биографий

  • Монтень — (Montaigne)         Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил домашнее классическое образование, окончил коллеж,… …   Большая советская энциклопедия

  • МОНТЕНЬ — (Montaigne), Мишель де (28.II.1533 13.IX.1592) франц. философ. скептик. Происходил из богатой купеч. семьи. Мэр Бордо, депутат Ген. штатов. В своем гл. труде Опыты ( Essais , Bordeaux, 1580, дополненное изд. Р., 1588, нов. рус. изд. кн. 1 3, М.,… …   Советская историческая энциклопедия

  • МОНТЕНЬ — (Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, 13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. домашнего… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНТЕНЬ Мишель де — МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533 1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса; мать была богатой наследницей… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»