МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ это:

МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ

МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ
понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве наличного и ориентацию на его понимание как нон-финальной процессуальности. В постмодернистской ретроспективе классическая философия предстает как метафизика ‘наличия’ или ‘присутствия’ (см. МЕТАФИЗИКА), в то время как неклассический тип философствования (начиная с критики ‘натуралистического объективизма’ Гуссерлем и исключая интерпретацию Хайдеггером Бытия как чистого присутствия, подвергнутую Деррида критике в качестве метафизического ‘рецидива’) оценивается философией постмодернизма как инициировавший ‘критику метафизики, критику понятий бытия и знака (знака без наличествующей истины); фрейдовскую критику самоналичия, т.е. критику самосознания, субъекта, самотождественности и самообладания; хайдеггеровскую деструкцию метафизики, онто-теологии, определения бытия как наличия’ (Деррида). Уже пред-постмодернистские авторы демонстрируют смену аксиологических приоритетов: семантически нагруженным оказывается в их системе отсчета не данное (‘присутствующее’, или ‘наличное’), но, напротив, — отсутствующее. Так, у Ингардена в семантическом пространстве текста центральную смысловую (смыслообразующую) нагрузку несут так называемые ‘места неполной определенности’. Собственно, ‘полное, исчерпывающее определение предметов’ в литературном или музыкальном произведении оценивается им как ‘нечто, выходящее за пределы... эстетического’, — именно, ‘множество возможностей, обозначенных местами неполной определенности’, открывают горизонт ‘актуализации’ тех версий смысла, которые не являются наличными, но ‘пребывают лишь в потенциальном состоянии’ (Ингарден). В семантико-аксиологической системе постнеклассического (постмодернистского) типа философствования понятие ‘presens’ подвергается деструкции во всех возможных аспектах своего содержания: и presens как ‘наличие’ в смысле завершенной данности ‘наличного’ бытия, и presens как ‘присутствие’ в смысле бытия в present continuous. Постмодернизм отвергает возможность метафизического учения о ‘смысле бытия вообще со всеми подопределениями, которые зависят от этой общей формы и которые организуют в ней свою систему и свою историческую связь (наличие вещи взгляду на нее как eidos, наличие как субстанция/сущность/существования (ousia), временное наличие как точка (stigme) данного мгновения, или момента (nun), наличие cogito самому себе, своему сознанию, своей субъективности, соналичие другого и себя, интерсубъективность как интенциональный феномен эго)’ (Деррида). Постмодернистская текстология фундирована презумпцией ‘пустого знака’, выражающей постмодернистский отказ от идеи референции как гаранта наличия смысла знаковых структур (см. ПУСТОЙ ЗНАК, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ}; смысл не эксплицируется (что предполагало бы его исходное наличие), но конституируется в процессе означивания (см. ОЗНАЧИВАНИЕ) как наделения текста ситуативно актуальным значением, не претендующим на статус ни имманентного, ни предпочтительного (правильного, корректного и т.п.). Таким образом, отсутствие исходного значения делает текстовое пространство незначимым (в смысле наличия одного, ‘наличного’, смысла), но открытым для означивания, предполагающего версифицированную плюральность возможных семантик. Аналогична и постмодернистская концепция ‘нонсенса’ как отсутствия смысла, являющегося условием возможности смыслогенеза. Конституирование в философии постмодернизма М.О. в качестве одной из парадигмальных презумпций во многом конгруэнтно переориентации современного естествознания ‘от бытия к становлению’: так, возможные версии упорядочивания неравновесных сред трактуются синергетикой в качестве диссипативных, т.е., с одной стороны, оформляющихся за счет энергетических потерь системы (энергетического отсутствия), а с другой — принципиально неатрибутивных, имеющих лишь ситуативно актуальную значимость.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ" в других словарях:

  • МЕТАФИЗИКА ОТСУТСТВИЯ — понятие постмодернистской философии, конституирующееся в концептуальном пространстве постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление) и фиксирующее в своем содержании парадигмальную установку на отказ от трактовки бытия в качестве… …   История Философии: Энциклопедия

  • МЕТАФИЗИКА — 1. МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physika после физики: выражение, веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о ‘первых родах сущего’) понятие философской традиции,… …   История Философии: Энциклопедия

  • МЕТАФИЗИКА — (греч. meta ta physika после физики: выражение, веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским, предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля о первых родах сущего ) понятие философской традиции, последовательно… …   История Философии: Энциклопедия

  • Метафизика — У этого термина существуют и другие значения, см. Метафизика (значения). Метафизика (др. греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά  «то, что после физики»[1])  раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия… …   Википедия

  • ПАТРИСТИКА — (лат. patres отцы) направление философско теологической мысли 2 8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов Отцов Церкви. Семантико аксиологические источники оформления П. античная философия (общерациональный метод и конкретное… …   История Философии: Энциклопедия

  • ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (‘Un positivo esistenzialism’, 1948) работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как ‘философия отчаяния’, сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как ‘позитивная’, дающая возможность человеку осуществить… …   История Философии: Энциклопедия

  • ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… …   История Философии: Энциклопедия

  • ОНТОЛОГИЯ — (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпретации феномена детерминизма (см. ДЕТЕРМИНИЗМ) в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Если идея традиционного (линейного)… …   История Философии: Энциклопедия

  • НЕОДЕТЕРМИНИЗМ — новая версия интерпретации феномена детерминизма (см. Детерминизм) в современной культуре, фундированная презумпциями нелинейности, отсутствия феномена внешней причины и отказа от принудительной каузальности. Если идея традиционного (линейного)… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»