АПЕЙРОН

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН
(греч. Α — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического принципа. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Осуществляя анализ содержания понятия А. в предшествующей философской традиции, Аристотель подчеркивал, что все его предшественники трактовали А. как некий онтологический принцип. При этом большинство (включая Анаксимандра) описывали его как атрибут (прилагательное в грамматическом строе) некоей космогонической праматерии, объемлющей извне отструктурированный космос и призванной поглотить его после гибели последнего. Отсюда тезис Аристотеля о том, что Анаксимандр понимал А. в качестве ‘первоначала’ мира как принцип всех принципов. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о чем-то и материальном и, одновременно, качественно неопределенном, предвосхищая будущее развитие философских идей. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим. Анаксимандр решительно отказался от провозглашения в качестве первоначала воды (Фалес), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит) или всех четырех стихий вместе, совершив ‘прорыв’ к А. — абстрактному, неопределенно-бескачественному, материальному началу. Тем самым был осуществлен крупный шаг вперед по сравнению с предшественниками (и даже последователями), шаг на пути к абстрагированию первоначала как общего, не ассоциируемого с конкретной качественной стихией. Платоновско-пифагорейская традиция, используя термин А. сам по себе, полагала его в статусе элемента оппозиции ‘беспредельное — предел’. Одновременно А. ‘гипостазировался’ и, в конечном счете, как член упомянутой оппозиции ‘предел — А.’ предшествовал аристотелевской модели ‘форма — материя’, выступая прообразом понятия ‘материя, материал’ у Аристотеля.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АПЕЙРОН" в других словарях:

  • АПЕЙРОН — (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» нечто среднее (между огнем и воздухом) …   Философская энциклопедия

  • АПЕЙРОН —     АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… …   Античная философия

  • Апейрон — (гр. аpeiron – шексіз, бітпейтін) – Анаксимандр философиясында бастама, барлық бардың басы мен негізі , уақыт пен кеңістікте басы жоқ шексіз алғашқы материя. Апейрон сапасыз, бірақ барлық сапалы анықталған денелердің негізі болады; мәңгі… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • апейрон — протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол во синонимов: 2 • материя (50) • …   Словарь синонимов

  • АПЕЙРОН — (греч. apeiron бесконечное беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в Физике …   Большой Энциклопедический словарь

  • АПЕЙРОН — (греч. а отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) «беспредельное» исполняло роль значимого космогонического… …   Новейший философский словарь

  • Апейрон — (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное»)  понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в… …   Википедия

  • апейрон — (греч. ápeiron  бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов  свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев  синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». * * * АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. apeiron …   Энциклопедический словарь

  • АПЕЙРОН — понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что …   Тематический философский словарь

  • Апейрон — (греч. áреiron бесконечное)         в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво вещества с одним каким либо… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»