МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ
(Markuse) Герберт (1898—1979) — немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США — с 1934. В 1939—1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934—1941, 1951—1954), Калифорнийском (1955—1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965—1976). Основные труды: ‘Онтология Гегеля и основание теории историчности’ (1932), ‘Разум и революция. Гегель и становление социальной теории’ (1940), ‘Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда’ (1955), ‘Советский марксизм. Критическое исследование’ (1958), ‘Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества’ (1964), ‘Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине’ (1967), ‘Негации. Эссе по критической теории’ (1968), ‘Психоанализ и политика’ (1968), ‘Эссе об освобождении’ (1969), ‘Идеи к критической теории общества’ (1969), ‘Контрреволюция и восстание’ (1972), ‘Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики’ (1977) и др. На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как ‘хайдеггерианский марксизм’ и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928—1932), мыслитель находился под влиянием идей Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал т.наз. ‘конкретной философии’. Однако после знакомства с ранее не опубликованными ‘Философско-экономическими рукописями 1844 года’ Маркса, наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом, влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М. Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде ‘технологической рациональности’: на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, — господство человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не извечен, он присущ лишь ‘специфически исторической организации человеческого существования’. ‘Влечение к жизни’ (Эрос) и ‘влечение к смерти’ (Танатос) несовместимы с ‘правилами игры’ цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос) либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда — покорения природы — и на внутренний мир — в ипостаси совести. ‘Принцип реальности’ Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление (‘прибавочная репрессия’). Принцип реальности эволюционирует в ‘принцип производительности’. По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую ‘ложных’ материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование ‘одномерного человека’ — объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через ‘Великий отказ’ от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма (‘культурная революция’), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам ‘новых левых’, но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения. В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления — к деятельности в нем. Этот проект М. именовал ‘технологическим проектом’ или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии. (см. также РАЗУМ И РЕВОЛЮЦИЯ (МАРКУЗЕ), ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК (МАРКУЗЕ), ЭРОС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ (МАРКУЗЕ).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "МАРКУЗЕ" в других словарях:

  • Маркузе — Маркузе, Герберт Герберт Маркузе Herbert Marcuse Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году Дата рождения …   Википедия

  • МАРКУЗЕ — (Marcuse) Герберт (19. 07.1898, Берлин 29.07.1979, Штарнберг) немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы неомарксизма; работал во Франкфуртском институте социальных исследований. С 1934 г. жил и работал в США,; в… …   Энциклопедия социологии

  • МАРКУЗЕ — (Marcuse) Герберт (1898 1979) нем. амер. философ, видный представитель неофрейдизма, один из основателей франкфуртской школы. В 1930 х гг. появились его первые работы: «Онтология Гегеля» и «Разум и революция». М. стремился связать Г.В.Ф. Гегеля… …   Философская энциклопедия

  • МАРКУЗЕ —         (Marcuse) Герберт (1898 1979) нем. амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт, школы. С 1917 МАРКУЗЕ социал демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал демократ, партии. В… …   Энциклопедия культурологии

  • МАРКУЗЕ — (Marcuse) Герберт (1898 1979), немецко американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы. С 1934 в США. Утверждал, что в современном обществе революционная роль перешла к аутсайдерам (люмпены, преследуемые национальные… …   Современная энциклопедия

  • МАРКУЗЕ — (Markuse) Герберт (1898 1979) немецко американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США с… …   Новейший философский словарь

  • Маркузе Г. — Герберт Маркузе Маркузе в г. Ньютоне, Массачусетс, в 1955 году Дата и место рождения: 19 июня 1898 (Берлин, Германия) Дата и место смерти …   Википедия

  • Маркузе — (Marcuse)         Герберт (родился 19.7.1898, Берлин), немецко американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. С 1934 в США. В годы 2 й мировой войны 1939 …   Большая советская энциклопедия

  • МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ — (Marcuse, Herbert) (1898–1979) Немецкий философ. Представитель Франкфуртской школы (Frankfurtschool), критической теории (critical theory). Убежав от нацистского преследования, в 1934 г. поселился в США. Был горячим сторонником студенческих и… …   Политология. Словарь.

  • Маркузе Герберт — Маркузе (Marcuse) Герберт (родился 19.7.1898, Берлин), немецко американский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером ‒ один из основателей Франкфуртского института социальных исследований. С 1934 ‒ в США. В годы 2 й мировой войны… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»