МАРКС это:

МАРКС

МАРКС
(Marx) Карл (1818—1883) — немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию, историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835—1841). Докторская степень философского факультета Йенского университета (1841). Основные сочинения: ‘К критике гегелевской философии права. Введение’ (1843); ‘К еврейскому вопросу’ (1843); ‘Экономическо-философские рукописи’ (условное название необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844, опубликованы в 1932 одновременно Д. Розановым и на немецком языке под названием ‘Исторический материализм’ С. Ландшутом и И. Майером); ‘Святое семейство’ (1844—1845); ‘Немецкая идеология’ (1845—1846); ‘Нищета философии: реплика на книгу Прудона ‘Философия нищеты’ (1847); ‘Манифест коммунистической партии’ (совместно с Энгельсом, 1848); ‘Классовая борьба во Франции’ (1850); ‘Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта’ (1852); ‘К критике политической экономии. Предисловие’ (1859); ‘Господин Фогт’ (1860); ‘Капитал’ (т. 1— 3: 1-й том опубликован в 1867, 2-й — в 1885, 3-й — в 1894); ‘Гражданская война во Франции’ (1871); ‘Критика Готской программы’ (1875) и др. (В 1905—1910 Каутский отредактировал и издал под названием ‘Теории прибавочной стоимости’ 4-томные заметки и черновые наброски М., — видимо, предполагавшийся им 4-й том ‘Капитала’). Адекватный анализ содержания работ М. затруднен рядом нетрадиционных (для процедур историко-философских реконструкций) обстоятельств: 1) Десятки тысяч профессиональных ученых и просветителей конца 19—20 в. обозначали собственную философско-социологическую и иногда даже профессиональную принадлежность как ‘марксист’, тем самым стремясь присвоить себе исключительное право ‘аутентичной’ трактовки концепции М. 2) Отсутствие объемлющего корпуса опубликованных произведений, ряд из которых (особенно в СССР) в процессе переизданий подвергались существенным трансформациям идеологического порядка. 3) Придание учению М. статуса одного из компонентов государственной идеологии, в одних случаях, и опорного элемента идеологий политических движений, в других, неизбежно результировалось, соответственно, либо в его упрощении и схематизации для усвоения народными массами, либо в его бесчисленных модернизациях и эстетизациях гурманами от политики. 4) ‘Разноадресность’ работ М., могущих выступать и как предмет полемики в ученых кругах (‘Капитал’), и как пропедевтические заметки для близких по устремлениям неофитов (‘Критика Готской программы’, статьи в периодической печати). Столь же условное, сколь и распространенное в неортодоксальной марксоведческой традиции вычленение творчества ‘молодого’ (до ‘Немецкой идеологии’ и ‘Манифеста...’) и ‘зрелого’ М. не может заретушировать то, что несущей конструкцией всей его интеллектуальной деятельности оставалась высокая философская проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. (Хотя этот вопрос из проблемного поля философии истории М. нередко пытался решать не совсем адекватным социологическим и экономическим инструментарием.) Как социолог основную задачу своего творчества М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. В отличие от Конта, исследовавшего индустриальные общества и трактовавшего противоречия между предпринимателем и рабочим как преходящие, М. изначально постулировал их значимость как центральных в социуме, более того, как ведущего фактора социальных изменений. Таким образом, по М., социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. (M. не употреблял в своих трудах понятия ‘капитализм’, ставшего популярным на рубеже 19—20 вв.) Полагая человеческую историю историей борьбы между собой больших общественных групп (‘Манифест...’), М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция последнего, по мнению М., будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. ‘Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех’. Сформулировав всеобщую теорию общества (см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ), М. не сумел корректно преодолеть заметный европоцентризм своей концепции, оставив открытым вопрос о соотношении ‘азиатского’, с одной стороны, и античного, феодального и буржуазного способа производства, с другой. (Это позволило в дальнейшем некоторым критикам М. не без оснований проинтерпретировать главную особенность ‘азиатского’ общественного устройства — зависимость всех без исключения трудящихся от государства, а не от класса эксплуататоров — как закономерный итог марксовой идеи обобществления средств производства и, следовательно, как реальную перспективу социальных экспериментов такого рода.) Исторический опыт показал, что в индустриальном обществе (тем более, планируемом) немыслима редукция политической организации к экономической системе. Даже в качестве экономических мечтаний идея ‘превращения пролетариата в господствующий класс’ не может выступить моделью аналогичного переустройства властных и управленческих институтов, обязательно основанных на разделении труда. Революционный императивизм неизбежного саморазрушения буржуазного строя в границах своей философско-социологической доктрины М. выводил из концепции всевозрастающей пауперизации населения, сопряженной с ростом производительных сил общества. Эта идея, дополняемая тезисами о ‘технологической’ безработице и росте ‘резервной армии’ труда, оказалась не вполне корректной как в экономическом, так и в исторических аспектах. (Хотя, безусловно, ведущие ‘болевые точки’ буржуазного общества именно 19 в. М. обозначил точно.) Сформулированный ‘молодым’ М. вопрос путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным разделением труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив в дальнейшем в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения (предпосылку которых М. усматривал в частной собственности на средства производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала появление весьма мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав доминирующих парадигм человековедения 20 в. Не будучи особо влиятельными при жизни М., его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную): А.Лабриола в Италии, Г.Плеханов и В.Ленин в России, К.Каутский и Р.Люксембург в Германии и др. — стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически всех революционистских движений 20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность. Организациям такого типа оказался более чем приемлем потаенный дискурс доктрины М.: мир людей атрибутивно делим на ‘своих’ и ‘несвоих’, находящихся в состоянии антагонистического конфликта; ситуация эта кардинально разрешима только через захват ‘своими’ государственной власти; достижим посредством ‘перманентной’ революции, т.е. гражданской войны планетарного масштаба. (см. также НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ (МАРКС, ЭНГЕЛЬС).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "МАРКС" в других словарях:

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные …   Философская энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл (05.05.1818, Трир 14.03.1883, Лондон) мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835 41 г. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета.… …   Энциклопедия социологии

  • Маркс — Маркс, Деннис Ховард Деннис Ховард Маркс Dennis Howard Marks Деннис Ховард (Mr. Nice) Маркс с журналом «Ca …   Википедия

  • МАРКС — (Marx) Карл (5.5.1818 14.3. 1883), основоположник научного коммунизма, диалектич. и историч. материализма, науч. политэкономии, основатель и руководитель первых междунар. пролетарских орг ций, учитель и вождь международного пролетариата.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • МАРКС — (Marx), американские актёры, братья: Леонард (Чико) (26.3.1886—11.10.1961), Артур (Харпо) (21.11.1888—28.9.1964), Джулиус (Граучо) (2.10.1890—19.8.1977). Выступали в музыкальных спектаклях, водевилях, обозрениях в кабаре, мюзик… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Маркс — город, р.ц., Саратовская обл. Возник в 1767 г. как колония нем. переселенцев, основанная бароном Кано де Борегаром и получившая по его титулу название Баронск. Вскоре ее переименовали в честь российской императрицы Екатерины II Алексеевны (1729… …   Географическая энциклопедия

  • маркс — Марксштадт, Екатериненштадт, Баронск Словарь русских синонимов. маркс сущ., кол во синонимов: 5 • баронск (3) • город …   Словарь синонимов

  • МАРКС — и Энгельс чего. Жарг. мол. Шутл. Об основоположнике, законодателе, классике чего л. Маркс твою Энгельс! Жарг. мол. Эвфем. Бран. шутл. Выражение досады, раздражения, удивления. (80 е гг.). Мокиенко, Никитина 1998, 325. Обратиться к Марксу. Жарг.… …   Большой словарь русских поговорок

  • МАРКС — Адольф Федорович (1838 1904), издатель и книгопродавец. В 1859 приехал в Санкт Петербург из Германии. С 1870 выпускал журнал Нива , в приложении собрание сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрированные альбомы, географические атласы и …   Современная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «МАРКС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»