КЬЕРКЕГОР, КИРКЕГОР это:

КЬЕРКЕГОР, КИРКЕГОР

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813—1855) — датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится: суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни; разрыв с невестой, ставший поворотным событием в жизни К., после которого вскоре и начался новый этап в его жизни — творческое затворничество, а также предпринятая им в последние годы жизни страстная полемика с официальной церковью, за которой К. не признавал какой-либо причастности к истинному христианству. К. отличался поразительной работоспособностью (почти все основные произведения: ‘Или-Или’, ‘Страх и трепет’, ‘Повторение’, ‘Философские крохи’, ‘Понятие страха’, ‘Этапы жизненного пути’, ‘Заключительное ненаучное послесловие к философским крохам’ — были опубликованы им за четыре года, с 1843 по 1846; в 1849 вышла в свет ‘Болезнь к смерти’) и литературной плодовитостью (один только ‘Дневник’ К. занял 14 печатных томов). Свои труды (исключая ‘Назидательные речи’, носившие характер религиозных проповедей) К. публиковал под различными псевдонимами, созвучными идее произведения. Определенное влияние на мировоззрение К. оказал романтизм (магистерская диссертация К. была посвящена понятию иронии). Прояснение собственных философских позиций осуществлялось К. в русле критики философского рационализма Гегеля. К. подверг критике основополагающий принцип гегелевской философии о тождестве мышления и бытия, указав на его тавтологичность и противопоставив ему существование (existenz) как то, что как раз и разделяет мышление и бытие. Постулируя экзистенциальный характер истины, К. исключает ее из сферы научного знания с его принципами объективности и систематичности. Объективное мышление ввиду его абстрактности и общезначимости не затрагивает существующей субъективности, в которой, по убеждению К., и обретается истина. Философская система, которая может быть построена только с точки зрения вечности, предполагает исключение ‘истинно конкретного’, единичного человеческого существования, чьим определяющим условием является ‘временность’. Полагая в качестве исходного пункта философии не вневременное всеобщее, но саму экзистенцию, К. вместе с тем отрицает способность логического мышления понять ее, что обусловлено разными планами бытия логического и экзистенциального: а именно возможностью и действительностью (соответственно). При этом решающую роль, по мнению К., играет несовместимость логики и диалектики, что проявляется прежде всего в неспособности логики выразить движение, становление. Понимая экзистенцию как нечто по самому существу своему диалектическое, К. противопоставляет гегелевской диалектике как логике бытия и мышления (К. называет ее ‘количественной’) экзистенциальную диалектику (‘качественную’, по его определению). В последней, ‘прыжок’ — как переход в новое качество — необъясним (‘количество’ не может быть предпосылкой ‘качества’, а противоречия непримиримы, ибо ‘снятие принципа противоречия Для существующего означает, что он сам должен перестать существовать’). Диалектический аспект проблемы, говорит К., требует мышления иного рода, нежели мышление абстрактное, чистое от собственного существования мыслителя, а именно мышления-страсти, способного на удерживание качественной диалектики существования и предполагающего бесконечный интерес существующего индивидуума к своей экзистенции. Взяв за критерий энергию отношения человека к Богу, К. выделяет три стадии существования: эстетическую, этическую и религиозную. ‘Эстетический’ человек, в своем стремлении к наслаждению ориентированный на внешнее, не является у К. собственно личностью, имеющей свой центр в самой себе, — что выступает необходимой предпосылкой богоотношения. Подлинное существование носит этическо-личностный характер. При этом личность как конкретное выступает у К. условием осуществления этического как общего, т.е. имеет этическое (долг) не вне себя, а в самой себе. Этическое содержание существования концентрируется у К. в понятии выбора. К. интересует только абсолютный выбор, который, будучи осуществлением свободы (признаваемой им исключительно в сфере ‘внутреннего’ (Innerlichkeit), означает выбор человеком не ‘того или другого’, но самого себя в своем вечном значении, т.е. грешным, виновным и раскаивающимся перед Богом. Средоточием третьей, религиозной, стадии является у К. мгновение прыжка веры, которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу, т.е. парадоксальном соприкосновении временного и вечного, — что в свою очередь является экзистенциальным повторением абсолютного Парадокса: существующего (= временного) вечного, когда Бог существовал в образе человека. Как высшая страсть вера осуществляется, согласно К., вопреки разуму и этическому, утверждая себя через абсурд. Подчеркивая личный характер богоотношения, К. отвергает опосредованную связь с Богом, признавая абсолютную невыразимость опыта веры, — выступая тем самым преемником той линии в интерпретации христианства, которая идет от посланий апостола Павла, через философию Тертуллиана, Августина, средневековой мистики и Паскаля к знаменитому ‘Sola fide’ — ‘только верой’ (спасется человек) — Лютера. Всякий экзистенциальный опыт обретает у К. подлинный смысл и относится к сфере истинного существования постольку, поскольку содействует осознанию человеком религиозного значения своей личности (в противоположность существованию неистинному, связанному с рассеиванием субъективности и, следовательно, уводящему от Бога). Особое внимание при этом К. уделяет страху, связанному с переживанием личностью своего существования как бытия ‘лицом к смерти’, а также отчаянию как ‘исходной точке для достижения абсолютного’. Существование, согласно К., требует постоянного духовного напряжения и страдания (в особенности на религиозной стадии). Основные экзистенциальные понятия, призванные описать непознаваемую и немыслимую в своей тайне экзистенцию, не выводятся последовательно одно из другого, но взаимообусловлены таким образом, что каждое понятие уже содержит в себе все остальные. Широкую известность философия К. получила только в 20 в., оказавшись созвучной и устремлениям протестантской неоортодоксии, и исканиям зарождающегося экзистенциализма. Заострение нравственных и религиозных проблем человеческого существования сближает философию К. с творчеством Достоевского. Иррационалистический пафос философии К., отказ разуму в познании ‘последних истин’ бытия, открывающихся во ‘внезапности загадочного’, совпадает с духом и основной идеей творчества Шестова.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "КЬЕРКЕГОР, КИРКЕГОР" в других словарях:

  • Кьеркегор (Киркегор, Кирхегардт) Серен — (1813 1855) датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. С точки зрения Кьеркегора, философия должна быть экзистенциальной (от слова экзистенция существование), т.е. носить глубоко личностный характер. Отсюда его стремление… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Кьеркегор (Киркегор) Сёрен Аби — (Kierkegaard, Soren Aabye) (1813 55), дат. философ. Получил теологич. образование. В своих, часто весьма полемических, соч., где этика соседствует с теологией, К. пишет о тяготах человеческой жизни с откровенно протест, т.зр. Осн. темы К. вера,… …   Народы и культуры

  • КЬЕРКЕГОР, Киркегор Серен (1813-1855) — датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится: суровое христианское воспитание,… …   История Философии: Энциклопедия

  • КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (KIERKEGAARD) Серен — (1813 55) датский теолог, философ идеалист и писатель, предшественник экзистенциализма. Для мышления и личности К. характерно столкновение контрастных, несовместимых принципов и жизненных установок, что во мн. объясняется ранним влиянием на него …   Эстетика: Словарь

  • КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (KIERKEGAARD) Серен — (1813 55) датский философ мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к рая связывала бы человека непосредственно с богом.… …   Словарь по этике

  • КЬЕРКЕГОР — (Kierkegaard) Серен (1813 1855) дат. философ, теолог и писатель. В своих работах «Или или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» он говорит о трех стадиях развития личности: эстетической, этической и религиозной. Эстетическая стадия жизнь… …   Философская энциклопедия

  • Кьеркегор Сёрен — Кьеркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (5.5.1813, Копенгаген, ≈ 11.11.1855, там же), датский теолог, философ идеалист и писатель. Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой в 1841 вёл замкнутую жизнь… …   Большая советская энциклопедия

  • КЬЕРКЕГОР (Kierkegaard) Серен — КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813 55) датский теолог, философ, писатель. Противопоставил объективизму диалектики Г. Гегеля субъективную ( экзистенциальную ) диалектику личности, проходящей, по Кьеркегору, три стадии на пути к богу:… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КЬЕРКЕГОР — КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813 1855) датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам… …   Новейший философский словарь

  • Кьеркегор, Сёрен — Сёрен Кьеркегор. Кьеркегор, Серен КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813 55), датский теолог, философ, писатель, предшественник экзистенциализма. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, в конце жизни вступил в бурную полемику с… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Ранний Хайдеггер, Михайлов И. А.. Книга представляет собой первую систематическую попытку проследить развитие философии Мартина Хайдеггера в 1910-1925 гг., завершившееся созданием «Бытия и времени». В книге анализируется… Подробнее  Купить за 150 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»