ИДЕИ РАЗУМА это:

ИДЕИ РАЗУМА

ИДЕИ РАЗУМА
(трансцендентальные идеи) — у Канта — понятия разума, отвечающие его потребности доведения синтеза, начатого рассудком, до безусловной законченности; особого рода целостности или всеобщности, не имеющие предметного характера, так как мыслимое в них безусловное единство не может быть найдено в границах опыта. Продолжая выдвинутую еще в трансцендентальной аналитике мысль о том, что главной функцией рассудка является осуществление задачи синтеза данных опыта, Кант делает вывод о невозможности завершения этого объединения в мире явлений (на который, собственно говоря, и ‘опрокидываются’ чистые рассудочные понятия). Всякий синтез, совершаемый в пределах опыта, неизбежно остается частичным и фрагментарным. Кант объясняет это тем, что в границах опыта мы обречены на исследование бесконечного ряда причин и следствий: мы можем либо последовательно восходить от действия к причине, предшествующей ему, либо, наоборот, нисходить от причины к следующему за ней действию. Этот ряд причин и следствий никогда не может достичь безусловной завершенности целого; в то же время в нашем сознании неискоренимо заложена потребность в доведении синтеза опытного познания до такой абсолютной законченности. Этой потребности и отвечают, по Канту, И.Р., через которые или благодаря которым чистый разум и доводит мыслимое в чистых понятиях рассудка синтетическое единство до абсолютного безусловного, или, иначе говоря, разум берет на себя задачу достижения абсолютной целостности в приложении понятий рассудка. Несмотря на отсутствие возможности показать эти идеи в опыте, ибо чувства не могут дать им адекватного предмета, Кант считает, что они чрезвычайно важны для человека и отнюдь не являются химерами. Они служат, с одной стороны, в качестве идеалов (регулятивных идей), направляющих наше познание и обязывающих нас не удовлетворяться достигнутым. С другой стороны, И.Р. регулируют также и сферу человеческого поведения, позволяя нам соотносить с ними те или иные жизненные практики. (Кант приводит пример с идеей добродетели, при посредстве которой осуществляется любое суждение о моральном достоинстве того или иного поступка, в принципе не могущего с ней совпасть.) Классификация трансцендентальных идей осуществляется Кантом следующим образом. Он полагает, что на пути к всеобщему и безусловному в ряду условий мы можем рассуждать либо о субъекте, либо об объектах, причем во втором случае здесь возможны два варианта: либо отношение к многообразному содержанию объекта в явлении, либо отношение ко всем вещам как таковым. В итоге можно говорить о трех классах И.Р.: 1) исследование абсолютного (безусловного) единства мыслящего субъекта дает нам своеобразный мир психологических идей; 2) выстраивание абсолютного единства ряда условий явления приводит к миру космологических идей; 3) и, наконец, рассмотрение абсолютного единства всех предметов мышления вообще приводит нас к теологическим идеям. Все идеи, которые строит разум, являются трансцендентальными. Таким образом, И.Р. суть только понятия нашего чистого разума и не более (хотя они не вымышлены им произвольно, а даны самой его природой). Опытное знание рассматривается в них как определенное посредством абсолютной целостности условий, но они, по Канту, в то же время и трансцендентны, так как выходят за границы всякого опыта, ‘в котором никогда не может встретиться предмет, адекватный трансцендентальной идее’. Это исключительно ‘умствующие’, т.е. умом создаваемые и умом постигаемые всеобщности, не имеющие конститутивного применения. Иначе говоря, наложение И.Р. на мир явлений и уподобление умопостигаемого чувственному в принципе недопустимо. В противном случае, т.е. при отсутствии приписываемой критикой дисциплины, разум неизбежно впадает в заблуждения, имеющие исключительно иллюзорный, ‘диалектический’, по Канту, характер. Паралогизмы, антиномии чистого разума и т.п. — все это, по мысли Канта, и составляет так называемую диалектику чистого разума, которая должна быть решительно удалена из метафизики.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "ИДЕИ РАЗУМА" в других словарях:

  • ИДЕИ РАЗУМА (трансцендентальные идеи) — у Канта понятия разума, отвечающие его потребности доведения синтеза, начатого рассудком, до безусловной законченности; особого рода целостности или всеобщности, не имеющие предметного характера, так как мыслимое в них безусловное единство не… …   История Философии: Энциклопедия

  • ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА —     ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) термин, используемый И, Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума. Под идеей Кант понимает “необходимое понятие разума, которому не может быть …   Философская энциклопедия

  • идеи чистого разума —         ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА согласно И. Канту, необходимые понятия чистого разума, которые данны самой его природой, но выходят за пределы возможного опыта, и которым «в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет» (Кант И. Критика… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РАЗУМА ПОНЯТИЯ — трансцендентальные идеи, чистые идеи; предположение, что предмет этих идей находится вне мышления, является всегда трансцендентным, т.е. отрицается критикой (Кант). Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА” —     “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА” (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Bd. 1 4, 1784 91, рус. пер. А. В. Михайлова, 1977) неоконченная работа И. Г. Гердера. Он изложил в ней основные идеи гуманистической философии… …   Философская энциклопедия

  • Идеи — Идея (др. греч. ἰδέα видность, вид, форма) понятие (мысленный образ) какой либо реальности, (мысль или представление о ней). В этом смысле термин употребляется в философии, психологии, социальных и гуманитарных науках. Помимо этого значения… …   Википедия

  • Идеи — (логическое содержание, источники, динамика)    основная форма и средство осмысления человеком действительности, синтез знания истины, должного и возможного. Смысл суть порождение попыток постижения бесконечного мира конечным, ограниченным в… …   Проективный философский словарь

  • Критика чистого разума —         «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» («Kritik der reinen Vernunft». 1 е изд.: Riga: Hartknoch, 1781; A международно принятая пагинация данного издания. 2 е изд.: Riga: Hartknoch, 1787; В международно принятая пагинация данного издания) одно из трех… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в ‘Критике чистого разума’ Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в… …   История Философии: Энциклопедия

  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в «Критике чистого разума» Канта противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в… …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «ИДЕИ РАЗУМА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»