ДЕМИУРГ это:

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ
(греч. demiourgos — ‘творящий для народа’, т.е. ремесленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В философский оборот термин ‘Д.’ был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал: от ‘нуса’ у Анаксагора и ‘ума’ у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу ‘не тяни, торопя, лук за перья’), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не ‘обходили’ гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмыслении структуры деятельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой — на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах: в древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке — имя и глагол, т.е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. ГИЛЕМОРФИЗМ) Д. выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза — см. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ), и как творец мироздания, понятый в качестве ‘отца мира’, производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта ‘то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возрастает рождающееся’, полагает, что ‘воспринимающее начало можно уподобить матери, образец — отцу, а — промежуточную природу — ребенку’.) Исходная этимология понятия ‘Д.’ полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимается как его оформление (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. переосмысливается как создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. — 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принципиально отличается от натурфилософского демиургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям — типа гераклитовского ‘логоса’ — космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения ‘по разуму Божьему’: согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир ‘по воле своей’, т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип ‘экземпляризма сотворенного’ у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентированного мировоззрения. Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. как его исходную ‘причину’): концепция ‘смерти Бога’ в протестантском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода ‘совершеннолетия’, позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхеффер); концепция ‘смерти Бога’ в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. ‘Смерть Бога’, Неодетерминизм).

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ДЕМИУРГ" в других словарях:

  • ДЕМИУРГ —     ДЕМИУРГ (δημιουργός, от δήμια ἔργα народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии один из эпитетов Бога Творца.… …   Античная философия

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiurgos мастер, ремесленник, от demos народ, ergon, urgos работа) термин, встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновременно и мастеровой, и герольд, предсказатель; позднее это слово означает скорее… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМИУРГ — (гр., от demos народ и ergazesthai творить, творящий для народа). 1) у Платона и других греч. философов высший разум, зиждитель мира. 2) творец видимого мира у гностиков низший бог. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiurgos мастер ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом) …   Большой Энциклопедический словарь

  • демиург — ремесленник, логос, создатель, творец, созидатель, абсолют, сатана, бог Словарь русских синонимов. демиург сущ. • создатель • созидатель • творец Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Демиург —  Демиург  ♦ Démiurge    «Если бы идея о Боге творце содержала рациональное зерно, – сказал мне однажды Марсель Конш, – древние греки до нее додумались бы…» Действительно, древнегреческие боги не выступали в роли творцов мира: либо потому, что мир …   Философский словарь Спонвиля

  • демиург — а, м. démiurge m., нем. Demiurg <гр. demiurgos. филос. Творец, создатель, созидающее начало. СЭС. Диалектический материализм говорит: челвоеческий разум не мог быть демиургом истории, потому что он сам является ее продуктом. Плеханов К вопросу …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Демиург — (по гречески мастер, ремесленник) в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом …   Исторический словарь

  • ДЕМИУРГ — (греч. demiurgos изготавливающий вещи, работник, творец) у древних греков свободный ремесленник; в древнегреческой мифологии Бог, создающий мир не из «ничего» (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса, существующего извечно; у гностиков творец… …   Новейший философский словарь

  • ДЕМИУРГ — ДЕМИУРГ, демиурга, муж. (греч. demiurgos). 1. В платоновской философии верховный разум, как творящая сила (ист. филос.). 2. У гностиков Творец мира, божество низшего порядка (ист. филос.). 3. перен. Творец, создатель чего нибудь великого,… …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Демиург. Рождение мира, Мария Велесова. Должен ли человек отвечать за то, что делает, если судь й является лишь он сам? Какова мера ответственности за тех, кого ты сотворил? Представьте себя творцом и попробуйте провести границу… Подробнее  Купить за 4968 грн (только Украина)
  • Демиург, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Демиу?рг (др.-греч. ?????????? — «мастер, ремесленник,… Подробнее  Купить за 998 руб
  • Демиург, Алексей Эрберг. Пьеса вошла в лонг-лист номинации «Пьеса для большой сцены» XXIV международного конкурса драматургов «ЕВРАЗИЯ-2016» и в лонг-лист номинации международной театрально-драматургической программы… Подробнее  Купить за 200 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ДЕМИУРГ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»