ГОББС это:

ГОББС

ГОББС
(Hobbes) Томас (1588—1679) — английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 — секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: ‘Элементы законов, естественных и политических’ (1640); философская трилогия ‘Основы философии’ (1640—1658): ‘Философские элементы учения о гражданине’ (1642), ‘О теле’ (1655), ‘О человеке’ (1658); ‘Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского’ (1651); ‘О свободе и необходимости’ (1654), ‘Бегемот, или Долгий парламент’ (1668) и др. Г. стремился создать целостную философскую мирообъясняющую систему, выстроенную вокруг трех основных понятий: Человек; Тело; Гражданин. Философия, по Г., — ‘познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания — из известных нам действий’. При этом, согласно Г., под рассуждением подразумевается ‘исчисление’. ‘Вычислить — значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать’. Речь у Г. шла об операциях с понятиями, складывая или вычитая которые (сумма понятий: ‘четырехугольник’, ‘прямоугольный’, ‘равносторонний’ — это ‘квадрат’), люди мыслят. ‘Тело’, по Г., — нечто, имеющее свойства; то, что возникает и гибнет; а также совокупность определенных вещей и явлений. Философия у Г. включает философию природы и философию государства (состоящую из двух разделов: ‘этика’ и ‘политика’). Для улучшения жизни людей философия, по Г., призвана постигать явления и следствия из их причин и одновременно при помощи верных умозаключений познавать причины из наблюдаемых следствий. Г. отрицал существование душ как специфических субстанций, признавал материальные тела в качестве единой субстанции, утверждал, что вера в Бога — плод воображения (‘мы не имеем никакой идеи образа Бога...’). Г. отлучил от философии теологию, учения об ангелах, любые знания — продукты ‘божественного внушения и откровения’. Познание вырастает из ощущений (либо непосредственно данных, либо в виде воспоминаний, сохраняющихся благодаря конвенциально конструируемым знакам и именам). Индивидуальное познание смутное, хаотичное, имманентно слабое. Чтобы не тиражировать уже единожды осуществленный опыт относительно предмета или явления, человек создает ‘метки’, фиксирует их, воспроизводя в нужном случае. Так происходит аккумуляция знаний. Познание становится цельным, перманентным процессом. Как существо общественное человек преобразует ‘метки’ в ‘знаки’: ‘первые имеют значение для нас самих, последние же — для других’. Мышление оперирует с ‘реальностями знаков’ — именами. Общие понятия, согласно Г., — ‘имена имен’. Время, по Г., — ‘образ движения’ в его последовательности. ‘Реальностью познания’ выступает речь. Все эти интеллектуальные явления связывает главное — согласие людей относительно их содержания и смысла. Речь предоставляет человеку мощь ‘имен числительных’; возможность взаимного обучения и обмена опытом, а также трансляции в обществе разнообразных приказов и распоряжений. ‘Философия природы’ Г. демонстрирует очевидную тенденцию к семиотичности и номиналистическую ориентацию. По Г., ‘за исключением имени, нет ничего всеобщего и универсального, а следовательно, и это пространство вообще есть лишь находящийся в нашем сознании призрак какого-нибудь тела определенной величины и формы’. Человек — часть природы и подчиняется ее законам. ‘Естественный закон есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни’. Собственность — продукт труда и как последний атрибутивна человеческой природе. Воля человека (в отличие от его поступков, обусловленных лишь природой людей) достаточно жестко детерминирована универсальной причинностью. Вначале природа человека проявляется в эгоизме, в естественном состоянии ‘войны всех против всех’ (bellum omnium contra omnes), не выгодной ни для кого. Люди объединяются в государство при помощи ‘общественного договора’ и подчиняются власти, чтобы получить защиту и возможность гуманной жизни без гражданских войн. Г. интересовала внутренняя логика и основы тех кратких стадий социальной жизни, которые можно было бы обозначить как гражданское согласие. Для достижения последнего оправданы даже ограничение и корректировка исконных характеристик природы людей — неограниченной свободы и абсолютного беспредпосылочного равенства. Благо народа — высший закон государства, сторонником сильной, разумной и законной власти которого и был Г. Общественный закон суть совесть гражданина. Страх перед невидимыми силами, признаваемыми государством, — религия. Аналогичное чувство перед невидимыми силами, игнорируемыми государством, — предрассудки. Жестко отстаивая право мыслителя на свободу слова перед власть предержащими, Г. писал: ‘Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии’. (см. также ЛЕВИАФАН (ГОББС ).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ГОББС" в других словарях:

  • ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) англ. философ. Род. в семье сельского священника. После окончания Оксфорда отказался от ученой карьеры и предпочел стать воспитателем сына барона Кавендиша, с семьей которого он будет так или иначе связан всю жизнь. Это …   Философская энциклопедия

  • Гоббс — Гоббс, Томас Томас Гоббс Thomas Hobbes Дата рождения: 5 апреля 1588(1588 04 05) …   Википедия

  • ГОББС — (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери 04.12.1679, Хардуик) англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии Основы… …   Энциклопедия социологии

  • ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679), английский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением). Государство,… …   Энциклопедический словарь

  • ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: «Элементы… …   Новейший философский словарь

  • гоббс — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гоббс — (Фома Hobbes) знаменитый английский философ, род. в 1688 г.Отец его, английский священник, познакомил сына с древними писателями:8 ми лет Г. перевел Медею Еврипида латинскими стихами; 15 ти летпоступил в оксфордский университет, изучал… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гоббс — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Гоббс — (Hobbes)         Томас (5.4.1588, Малмсбери, 4.12.1679, Хардуик), английский философ материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью У. Кавендиша… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) английский философ материалист, теоретик политического абсолютизма. выступавший за неограниченную власть государства. Родился в г. Мальмсбери в Англии. Окончил один из колледжей Оксфордского университета в 1608 г.… …   Энциклопедия юриста

Книги

  • Левиафан, Гоббс Томас. Многовековым спор о природе власти между такими классиками политической мысли, как Макиавелли и Монтескье, Гоббс и Шмитт, не теряет своей актуальности и сегодня. Разобраться в тонкостях и… Подробнее  Купить за 866 руб
  • Левиафан, Гоббс, Томас. Многовековым спор о природе власти между такими классиками политической мысли, как Макиавелли и Монтескье, Гоббс и Шмитт, не теряет своей актуальности и сегодня. Разобраться в тонкостях и… Подробнее  Купить за 711 руб
  • Левиафан, Гоббс Томас. Многовековым спор о природе власти между такими классиками политической мысли, как Макиавелли и Монтескье, Гоббс и Шмитт, не теряет своей актуальности и сегодня. Разобраться в тонкостях и… Подробнее  Купить за 658 руб
Другие книги по запросу «ГОББС» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»