ГЕНОН это:

ГЕНОН

ГЕНОН (Guenon) Рене (1886 — 1951) — французский мыслитель, исследователь так называемой Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 принял ислам. Создатель концепции ‘интегрального традиционализма’, провозглашающей определенные элементы интеллектуальной традиции человечества особой Традицией — единственной и абсолютной хранительницей Божественной Мудрости, Истины, Софии. Основные работы: ‘Общее введение в изучение индуистских доктрин’ (1921), ‘Теософия, история одной псевдо-религии’ (1921), ‘Заблуждения спиритов’ (1923), ‘Восток и Запад’, ‘Кризис современного мира’ (1927), ‘Король Мира’, ‘Духовная и временная власть’, ‘Символика креста’ (1931), ‘Множественность состояний бытия’ (1932), ‘Восточная метафизика’ (1939), ‘Царство количества и знамения времени’ (1945) и др. (Рассматривая себя лишь как глашатая Традиции, Г. в своих трудах никогда не говорил от собственного имени.) Автор столь популярных терминов, как ‘средиземноморская традиция’, ‘алхимическая традиция’ и т.п., сумел разграничить оккультизм, теософизм и сопряженные с ними учения, с одной стороны, и истинный ортодоксальный эзотеризм — с другой, придав последнему легитимный статус в глазах значимой совокупности европейских интеллектуалов (А. Жид, Элиаде, А. Корбен, Ю. Эвола, А. Бретон и др.). Основополагающим принципом метафизики 20 в. Г. считал Единство Истины — Изначальной, Примордиальной Традиции, сверхвременного синтеза всей истины человеческого мира и человеческого жизненного цикла, всегда самотождественной. Данная совокупность ‘нечеловеческих’ знаний, согласно Г., опосредует мир принципов и мир их воплощения, транслируясь из поколения в поколение усилиями каст Посвященных. Человечество, по Г., — часть космоса, небольшая проекция некоего Единого Архетипа, вмещающая в себя тем не менее суть реальности в целом. Являясь людям фрагментарно и поступательно, в виде промежуточных, частных, нередко внешне противоречивых истин, Единая Истина всегда может быть реконструирована как Незамутненный Исток, если только обратный путь действительно преодолен до конца. Современный же мир — мир согласно Г., ‘вавилонского смешения языков’ — дробит Истину до пределов, выступающих уже ее противоположностями. Так формируется мир Лжи, Царство Количества. Райское состояние духа сменилось, по мнению Г., через чреду парциальных периодов подъема и упадка — ‘мерзостью запустения’. Вуалируется же реальное положение дел тем, что верная теория перманентной деградации Бытия (‘материализации’ вселенной), присущая любой сакральной доктрине, оказалась заменена схемой эволюции, прогресса мироздания, идеалами гуманизма. Существует понятие, постулировал Г., которое особенно почиталось в эпоху Возрождения и в котором еще тогда была заложена вся программа современной цивилизации: это понятие — ‘гуманизм’. Смысл его состоит в том, чтобы свести все на свете к чисто человеческим меркам, порвать со всеми принципами высшего порядка и, фигурально выражаясь, отвратиться от неба, чтобы завоевать землю. Это завоевание не имеет иных целей, кроме производства предметов, столь же схожих между собой, как люди, которые их производят. Люди до такой степени ограничили свои помыслы изобретением и постройкой машин, что в конце концов и сами превратились в настоящие машины. Путь посвященного, по Г., заключается в том, чтобы идти от современного через древнее — к изначальному посредством очищения Традиции, носителями которой (пусть даже и в весьма трансформированном виде) выступают сейчас воистину традиционные структуры — католическая и православная церкви. Г. отказывал философии в обоснованности претензий ее представителей на чистоту помыслов, называя ее порождением ‘антитрадиционного духа’. (Единая Мудрость, или София, по Г., выродилась в ‘любо-мудрие’, или философию.) Духовный кризис мира, согласно Г., — дело рук организаций (как правило, иудейского и масонского толка), отождествивших наличную тенденцию упадка с системой собственных ценностных предпочтений. Этот процесс ‘контр-инициации’ у Г. предстает в своих наиболее наглядных версиях в облике материализма, атеизма, профанного мировоззрения (Л.Таксиль, А.Безант и др.). (‘Материя — это, по сути своей, множественность и разделение, и вот почему... все, что берет в ней начало, не может вести ни к чему, кроме борьбы и конфликтов, как между народами, так и между отдельными людьми. Чем глубже погружаешься в материю, тем более усиливаются и умножаются элементы розни и раздора; чем выше поднимаешься к чистой духовности, тем больше приближаешься к единому’, — писал Г. в работе ‘Кризис современного мира’.) Идеализируя и воспевая Традицию в ее посюстороннем воплощении, Г. писал: ‘Традиционной цивилизацией мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, т.е. такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящим, второстепенным, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей’. Истинная власть, по Г., может быть дарована лишь свыше и является законной лишь тогда, когда ее утверждает нечто, стоящее над обществом и его институтами, — а именно духовная иерархия — элита, которая, не принимая участия во внешних событиях, руководит всем с помощью средств, непостижимых для простого обывателя и тем более действенных, чем менее они явны. Одновременно в схеме Г., трактуемой в образном контексте, особое место в системе символических центров ‘контр-инициации’ (или семи башен Сатаны, одной из которых, по Г., возможно, являлась Шамбала) отводилось (в качестве географического указателя) серпу на гербе СССР вкупе с усеченной пирамидой (образ обезглавленного западного мира) на гербе США. (Не совсем случайно, хотя и явно со значительными передержками, Л. Повельс в нашумевшей книге ‘Утро магов’ заявил, что ‘фашизм — это генонизм плюс танковые дивизии’.) Сам же Г. к выбору позиций на политических ристалищах относился предельно осторожно. Во многом это обусловливалось представлениями Г. о ‘эзотерическом’ ядре в любой духовной традиции, из которых вытекало его сдержанное отношение к очень многим неортодоксальным и модным интеллектуальным течениям. Именно на эзотерическом уровне, по Г., внешние составляющие традиции перестают исполнять роль граничных догматов, становясь содержанием духовного опыта людей. То, что во внешнем мире может выступать исключительно как предмет веры (религиозная духовная практика — по мнению Г., удел Запада), в сфере эзотерики становится предметом непосредственного познания и прямого знания (метафизика — извечное достояние Востока). Но последнее — удел посвященных, исключительных личностей. Это — приверженцы даосизма (а не конфуцианства!) в китайской традиции, последователи каббалы — в иудаизме, сторонники брахманизма и духовной йоги (а не буддизма!) в Индии, апологеты христианского герметизма и тамплиеры — в католичестве, поклонники практик исихазма и старчества — в православии (в целом отрицающие ненавистную Г. ‘средиземноморскую’ натурфилософию). Являя собой учение, плохо приспособленное к популяризации и адаптации на уровне средств т. наз. массовой информации, идеи Г. демонстрируют и в конце 20 в. высокий ретрансляционный потенциал, в первую очередь обращенный к духовным маргинальным элитам Европы и арабского Востока. (см. ’Кризис современного мира’ (Генон).)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "ГЕНОН" в других словарях:

  • Генон — URL …   Википедия

  • ГЕНОН —     ГЕНОН (Guenon) Рене (15 ноября 1886, Блуа, Франция Ρ января 1951, Каир) французский мыслитель, представитель т. н. философии традиционализма, историософ, толкователь эзотерических доктрин. Окончил католический коллеж в Блуа, получив степень… …   Философская энциклопедия

  • ГЕНОН —         (Guenon) Рене Жан Мари Жозеф (1886 1951) франц. мыслитель и мистик. Пройдя период увлечения теософией и оккультизмом, Г. в 1912 принял ислам, а в 1930 переехал в Каир, связав свою жизнь и лит. деятельность с исламским миром. Его… …   Энциклопедия культурологии

  • ГЕНОН — (Guenon) Рене (1886 1951) французский мыслитель, исследователь т.наз. Сакральной традиции и ее различных версий. Бакалавр философии. В 1912 прнял ислам. Создатель концепции «интегрального традиционализма», провозглашающей определенные элементы… …   Новейший философский словарь

  • ГЕНОН — Род обезьяны Старого Света. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • генон — сущ., кол во синонимов: 1 • обезьяна (115) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • генон — а, м. guenon f. Вид мартышкообразных обезьян малого роста с длинным хвостом. перен.Помните, что Дюма fils говорит о таком типе женщин race de guenons. Он как француз буржуа, обобщает его шаблонно и предлагает нелепые безобразные существа. Для… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Генон — Франсуа (Guenon) французский торговец скотом, предложивший особый способ определения молочности коров, или количества ежегодного удоя, при помощи формы так называемого молочного зеркала (см. Молочность скота), подведя разнообразные формы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Генон (значения) — Генон: Генон это поисковая система, в которой поиск нужной информации осуществляется по внутренней базе с применением технологий собственной разработки. Генон, Рене (1886 1951) французский философ. Генон, Франсуа французский предприниматель XIX… …   Википедия

  • ГЕНОН (Guenon) Рене — (1886 1951) французский философ и писатель, представитель эзотерического традиционализма. Рассматривал религиозно мистические традиции Запада и Востока (католичество, масонство, суфизм, даосизм, веданта) как различные выражения некоей единой… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ГЕНОН» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»