AFTER-POSTMODERNISM это:

AFTER-POSTMODERNISM

AFTER-POSTMODERNISM
современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии—в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПУСТОЙ ЗНАК, ДЕКОНСТРУКЦИЯ, ОЗНАЧИВАНИЕ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, НОМАДОЛОГИЯ). В своем оформлении во многом стимулирован таким феноменом современной культуры постмодерна, как ‘кризис идентификации’, и содержательно разворачивается как генерирование программ преодоления последнего (см. ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА). В этом контексте может быть выделено два фундаментальных вектора трансформации парадигмальных установок постмодернизма на современном этапе его развития: 1) вектор программного неоклассицизма, т.е. ‘культурного классицизма в постмодернистском пространстве’ (М.Готдингер), предполагающий существенное смягчение критики референциальной концепции знака (см. ПУСТОЙ ЗНАК) и отказ от радикальной элиминации феномена означаемого в качестве детерминанты текстовой семантики (см. ОЗНАЧИВАНИЕ}; указанная установка инспирирует формулировку такой задачи, как ‘реанимация значения’ (Дж.Уард) или ‘возврат утраченных значений’ — как в денотативном, так и в аксиологическом смыслах этого слова (М.Готдинер), что приводит к оформлению (восстановлению) соответствующих проблемных полей в рамках постмодернистского типа философствования (проблемы денотации и референции, условия возможности стабильной языковой семантики, проблема понимания как реконструкции исходного смысла текста и т.п.); 2) коммуникационный вектор, смещающий акцент с текстологической реальности на реальность коммуникативную и центрирующийся, в связи с этим, вокруг понятия Другого. Современная культура обозначается Бодрийяром как культура ‘экстаза коммуникации’ (показателен в этом отношении аксиологический сдвиг философской традиции, зафиксированный в динамике названий фундаментальных для соответствующих периодов философской эволюции трудов: от ‘Бытия и времени’ Хайдеггера к ‘Бытию и Другому’ Левинаса). Если в классическом постмодернизме Другой интерпретировался как внешнее (социо-культурное) содержание структур бессознательного (что фактически было унаследовано от лакановской версии структурного психоанализа, где бессознательное было артикулировано как ‘голос Другого’), то А.-Р. задает концепту ‘Другой’ новую (коммуникационную) интерпретацию, в системе отсчета которой реальность языка перестает быть для постмодернизма самодовлеющей (см. Другой). В качестве водораздела между классическим постмодернизмом и современным может быть оценена концепция Апеля, — в частности, понимание им языка и языковых игр. Апель рассматривает язык не в контексте субъект-объектных процедур праксеологического или когнитивного порядка, но в контексте субъект-субъектных коммуникаций, которые в принципе не могут быть сведены к передаче сообщений. — Язык выступает в этом контексте не столько механизмом объективации информации или экспрессивным средством (что означало бы — соответственно — объективистскую или субъективистскую его акцентировку), сколько медиатором понимания в контексте языковых игр. Если трактовка последних Витгенштейном предполагала опору на взаимодействие между субъектом и текстом, а в понимании Хинтикки — на взаимодействие между ‘Я’ и реальностью как двумя игроками в игре, ставка в которой — истинность высказывания, — то Апель трактует языковую игру как субъект-объектное отношение, участники которого являют собой друг для друга текст — как вербальный, так и невербальный. Это задает особую артикуляцию понимания как взаимопонимания. Апелевская версия постмодернистской парадигмы смягчает примат лакановского ‘судьбоносного означающего’ над означаемым, восстанавливая в правах классическую для философской герменевтики и генетически восходящую к экзегетике презумпцию понимания как реконструкции имманентного смысла текста, выступающего у Апеля презентацией содержания коммуникативной программы игрового и коммуникативного партнера. Выступая в качестве текста, последняя не подлежит произвольному означиванию и, допуская определенный (обогащающий коммуникационную игру) плюрализм прочтения, тем не менее, предполагает аутентичную трансляцию семантики речевого поведения субъекта в сознание Другого, который вне этой реконструкции смысла не конституируется как коммуникационный партнер. — Ставкой в игре оказывается не истина объектного, но подлинность субъектного.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "AFTER-POSTMODERNISM" в других словарях:

  • AFTER-POSTMODERNISM — современная (поздняя) версия развития постмодернистской философии в отличие от постмодернистской классики деконструктивизма (см. Постмодернистская чувствительность, Пустой знак, Деконструкция, Означивание, Смерть субъекта , Номадология). В своем… …   История Философии: Энциклопедия

  • Postmodernism — This article is about the philosophy. For the condition or state of being, see Postmodernity. Postmodernism preceded by Modernism Postmodernity …   Wikipedia

  • postmodernism — also post modernism, by 1977, from POST (Cf. post ) + MODERNISM (Cf. modernism). Defined by Terry Eagleton as the contemporary movement of thought which rejects ... the possibility of objective knowledge and is therefore skeptical of truth, unity …   Etymology dictionary

  • postmodernism — (houxiandaizhuyi vi) and ‘post ism’ (houxue) Postmodernism as a rubric covering various critical methodologies (deconstruction, post structuralism, post colonialism, New Historicism, and so forth) was assimilated by intellectual and academic… …   Encyclopedia of Contemporary Chinese Culture

  • postmodernism —    The use of the term ‘postmodernism’ in connection with architecture was not common until the critic Charles Jencks began publishing on the subject in 1975. Jencks described postmodernism as primarily a matter of ‘double coding’, by which he… …   Encyclopedia of contemporary British culture

  • postmodernism — post|mod|ern|ism [ ,poust mɔdər,nızəm ] noun uncount ideas, attitudes, or styles of art, literature, or thinking that have developed after MODERNISM, often as a reaction against it ╾ post|mod|ern|ist adjective, noun count …   Usage of the words and phrases in modern English

  • postmodernism — UK [ˌpəʊstˈmɒdə(r)ˌnɪz(ə)m] / US [ˌpoʊstˈmɔdərˌnɪzəm] noun [uncountable] art, literature ideas, attitudes, or styles of art, literature, or thinking that have developed after modernism, often as a reaction against it Derived words: postmodernist… …   English dictionary

  • Post-postmodernism — is a term applied to a wide ranging set of developments in critical theory, philosophy, architecture, art, literature, and culture which are emerging from and reacting to postmodernism. Contents 1 Periodization 2 Definitions …   Wikipedia

  • Manifestations of Postmodernism — Postmodernism preceded by Modernism Postmodernity Hypermodernity Hypermodernism (art) Post anarchism Posthumanism …   Wikipedia

  • Russian postmodernism — refers to the cultural, artistic, and philosophical condition in Russia since the downfall of the Soviet Union and dialectical materialism. With respect to statements about post Soviet philosophy or sociology, the term is primarily used by non… …   Wikipedia

Книги

Другие книги по запросу «AFTER-POSTMODERNISM» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»