Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


брахманизм

Перевод
брахманизм
БРАХМАНИ́ЗМ -а; м. Древнеиндийская религия, сложившаяся в 9 - 8 вв. до н.э., признающая трёх верховных богов: Брахму, Шиву и Вишну.
* * *
брахмани́зм
вторая стадия (1-е тысячелетие до н. э.) формирования индийской религии — индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги — Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.
* * *
БРАХМАНИЗМ
БРАХМАНИ́ЗМ, этап развития религиозной мысли в Индии (приблизительно 8—2 вв. до н. э.), связанный в основном с поздневедийской литературой (брахманы, араньяки (см. АРАНЬЯКИ), упанишады (см. УПАНИШАДЫ)).
Ведийские истоки брахманизма
Брахманизм может рассматриваться как ранняя стадия индуизма (см. ИНДУИЗМ), главное содержание которой состоит в переходе от ведийской мифологии и политеизма (ведическая религия (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ)) к идее единого бога-творца и затем — абстрактного абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в «Ригведе (см. РИГВЕДА)». В некоторых гимнах, особенно поздних, выражается неудовлетворенность архаической космогонией, делаются попытки найти единственного творца мира, бога, объединяющего в себе свойства и функции всех богов и вместе с тем превосходящего их. На эту роль в «Ригведе» выдвигаются разные фигуры, наиболее отчетливо — богиня речи Вач (см. ВАЧ), Вишвакарман (бог-ремесленник, «Творец всего») и некий космический человек Пуруша (см. ПУРУША). Последние, по сути дела, отождествлены и названы Первым зародышем вселенной или самой вселенной. Один из гимнов (X.21) определяет в качестве причины мира Праджапати (см. ПРАДЖАПАТИ) («Владыка существ»), фигура которого становится центральной в брахманах, текстах, посвященных описанию и толкованию ведийского ритуала. В них Праджапати уподобляется Золотому зародышу (Хираньягарбха (см. ХИРАНЬЯГАРБХА)) вселенной и понимается как воплощение космического жертвоприношения, объединяющего в себе и того, кому приносится жертва, и ее исполнителя, и саму жертву. Расчленив себя, Праджапати из своих частей творит мир и как бы растворяется в нем, наделяя его своей силой.
Брахманы
Такая интерпретация космогонического акта, не порывая окончательно с мифологией, все же далеко отходит от изначального ведийского мифа о борьбе Индры (см. ИНДРА) с Вритрой (см. ВРИТРА). Без сомнения, она отражает ведийские представления о жертвоприношении как аналоге творения мира и об огромной потенциальной силе правильно исполненных ритуальных действий. Сами эти действия постепенно приобретают все большее значение, и ритуал, будучи поначалу лишь средством общения людей с богами и их взаимного обмена благами, становится с течением времени инструментом магического воздействия на богов, подчинения их воле жрецов. Заключенная в ритуале сила, соединяющая его с космическими процессами, получила название «брахман» (от санскр. корня «брах» — «расти», «расширяться», «поддерживать»). Так ранее именовался текст (мантра, заклинание, молитва), способный оказать воздействие на богов, и так стали именовать жрецов — знатоков и исполнителей ритуала и священных текстов, т. е. тех, кто владел брахманом. Они образовали сословие, или варну (см. ВАРНЫ), духовных и интеллектуальных лидеров древнеиндийского общества, чей авторитет и высокий социальный статус стали в этот период непоколебимо прочными.
Араньяки
Одним из главных занятий брахманов-теоретиков стало осмысление параллелизма космоса и ритуала, символическая трактовка ритуальных действий и их деталей. Размышления на эти темы были сосредоточены, помимо брахман, в араньяках, «лесных (книгах)», предназначенных для отшельников. В них преобладает интерес к чисто мыслительным операциям и появляется идея внутреннего, ментального жертвоприношения (например, дыхание — прана (см. ПРАНА) — осмысляется как «пранагнихотра» — «возлияние в огонь посредством дыхания»). Параллельно развивается идея аскезы (см. АСКЕЗА) как фактора жертвоприношения, намеченная в брахманах, где Праджапати совершает акт творения мира с помощью тапаса (см. ТАПАС), жара аскетических подвигов.
Упанишады
Концепция брахмана как космической силы получает окончательное оформление в упанишадах. Брахман — безличная сущность, основа и причина мира. Он не может быть ни определен, ни описан позитивно, он, как говорится в «Брихадараньяка упанишаде», — «не это, не то» («нети, нети»).
Другое важнейшее понятие в упанишадах — Атман (см. АТМАН), индивидуальное духовное начало в человеке, его сокровенная суть. Хотя иногда это начало ассоциируется с праной, жизненным дыханием, все же преобладает тенденция считать Атман внетелесной, безличной сущностью, тождественной Брахману (его называют также Творцом, Истиной, Чистым интеллектом). Идея такого тождества — центральная в упанишадах, и высшая мудрость состоит, согласно их учению, в ее осознании.
Создателей упанишад волновали и другие вопросы, связанные с человеком и его сущностью, его местом в мире. Среди них — проблема жизни и смерти, обсуждение которой приводит к выработке концепции перерождений. Высказывается идея, что воплощение человека зависит от его знаний, но предпочтение в целом отдается точке зрения, согласно которой воплощение определяется деяниями (карма) человека в предыдущем рождении. Так оформляется столь существенная для индуизма (равно как буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ)) теория кармы (см. КАРМА). В связи с ней развивается и сложившееся еще в Ведах представление о двух возможных путях человека после смерти. Те, кто осознал тождество Атмана и Брахмана, идут путем богов (дэваяна) в мир вечного блаженства; те же, кто не обрел истинного знания, идут по пути предков (питрияна), то есть вновь и вновь возрождаются в этом мире.
Исследуя природу человеческого «Я», авторы упанишад немало места уделяют жизненному дыханию (пране), носителю принципа жизни, которое становится одним из проявлений Атмана, а также проблеме сна, приводящей к теории трех состояний индивида. Эти состояния (бодрствование, сон со снами, сон без снов) представляют собой стадии погружения в истинное человеческое «Я». Последняя означает состояние полной нерасчлененности, абсолютного покоя, безличности — то есть Атмана.
Некоторые поздние упанишады предлагают нетрадиционные способы достижения истины, в частности, работу над телом, чем закладывается основа характерного для индуизма учения йоги (см. ЙОГА). Появляется в упанишадах, хотя и спорадически, идея личного бога. Упоминаются Рудра (Шива (см. ШИВА)) и Нараяна (Вишну (см. ВИШНУ)) как воплощения Брахмана, что можно считать важным звеном становления собственно индуизма.
Смрити
Наряду с религиозно-философскими текстами в период брахманизма появляется целая литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити (см. СМРИТИ)». Это всякого рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры) и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и права (дхарма-сутры). В центре этих текстов — понятие дхармы («закон», «порядок»), которое пришло на смену космической рите (см. РИТА) и, обретя человеческое измерение, стало означать не только всеобщую упорядоченность явлений (и космических, и социальных), но еще и долг человека, исполнение им своих обязанностей, прежде всего религиозных.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

См. также в других словарях:

  • БРАХМАНИЗМ — (учение брахманов, священников) господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные… …   Философская энциклопедия

  • БРАХМАНИЗМ — устар. БРАМАНИЗМ [санскр.] одна из древнейших религий, возникшая в Древней Индии на основе ведизма (ВЕДИЗМ). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. брахманизм , браманизм (устар.) (см. брахма) одна из древнейших религий рабовладельческого… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • брахманизм — а, м. brahmanisme m. Древнеиндийская религия (верховное божество в которой Брахма), сложившаяся в 8 9 вв. до н. э. БАС 2. Лекс. Энц. лекс. 1836: брахманизм; Уш. 1935: брахманИзм; Даль: браманИсм; САН 1891: брамани/зм …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • брахманизм — религия, ведизм, индуизм, браманизм Словарь русских синонимов. брахманизм сущ., кол во синонимов: 4 • браманизм (3) • …   Словарь синонимов

  • БРАХМАНИЗМ — БРАХМАНИЗМ, религия в Индии (1 е тыс. до нашей эры). Стадия формирования индуизма; сложился в результате приспособления местных культов к ведической религии индоарийских племен. Верховные боги Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли… …   Современная энциклопедия

  • БРАХМАНИЗМ — 2 я стадия (1 е тыс. до н. э.) формирования индийской религии индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги Брахма, Вишну и Шива,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БРАХМАНИЗМ — и БРАМАНИЗМ, брахманизма, мн. нет, муж. (рел.). Религия индусов, созданная брахманами на основе древних священных книг Вед. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Брахманизм — 2 я стадия (1 е тыс. до н.э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Религию отличают сложный ритуал,… …   Энциклопедия культурологии

  • Брахманизм — Религиозная система, предшествовавшая и фактически являющаяся второй стадией формирования хинду самая. Развивалась преимущественно на территории современной Индии в 1 тысячелетии до н.э. Брахманизм явился результатом приспособления к ведической… …   Религиозные термины

  • Брахманизм — может означать: Ведийский брахманизм или ведизм  религиозная система, на базе которой развился современный индуизм. Исторически, ведизм находился в оппозиции традициям шрамана[1]. Брахманический индуизм  один из аспектов… …   Википедия

Книги