ЭСТЕТИЧЕСКОЕ это:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИ́ЧЕСКОЕ (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный), самая широкая и фундаментальная категория эстетики (см. ЭСТЕТИКА), отражающая то общее, что присуще прекрасному (см. ПРЕКРАСНОЕ), безобразному (см. БЕЗОБРАЗНОЕ), возвышенному, низменному (см. НИЗМЕННОЕ), трагическому, (см. ТРАГИЧЕСКОЕ) комическому (см. КОМИЧЕСКОЕ), драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства.
Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория во второй половине 20 в. До этого разработка основной категории эстетики — прекрасного — некоторыми своими аспектами предвосхищала «появление» в науке термина «эстетическое» и его теоретическое осознание. Последнее предполагает понимание природы эстетического, объекта эстетического отношения, роли человеческой деятельности в бытии эстетического, связи эстетического с полезным. На эти вопросы наука предлагала разные ответы, которые сложились в пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического. Многообразные концепции прекрасного можно свести к пяти моделям. Первая модель — объективно-духовная — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели полно соответствует первая модель прекрасного — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан (см. ТЕРТУЛЛИАН), Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), Франциск Ассизский (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ)) либо воплощение абсолютной идеи (Платон (см. ПЛАТОН (философ)), Гегель (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих)). Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Однако при определенной гибкости ума Богом можно объяснить и цветок, и обезьяну, и синеву неба, и красоту, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Концепция божественной природы эстетического (как будто для сознания, принимающего Бога, существует нечто имеющее небожественную природу) нарушает научное объяснение явлений исходя из их собственной природы (принцип Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) «causa sui» — по причине самого себя).
Вторая модель — субъективно-духовная, или персоналистская — является проекцией духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида (Т. Липпс (см. ЛИППС Теодор), Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «сужению», «одалживанию» (Жан Поль (см. ЖАН ПОЛЬ)), «вчувствованию» (Б. Кроче (см. КРОЧЕ Бенедетто)), «проецированию» (Н. Гартман (см. ГАРТМАН Николай)) духовного богатства человека на действительность; красота является результатом интенционального (направленного, активного) восприятия предмета субъектом (феноменологии: Ф. Брентано (см. БРЕНТАНО Франц), А. Мейнонг (см. МЕЙНОНГ Алексиус фон) и др.). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.
Третья модель — субъективно-объективная — возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ)), или с его практическими потребностями (Сократ (см. СОКРАТ)), или с его представлениями о прекрасной жизни (Н. Г. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович)). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь / человек) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок. Эта модель признавалась правильной многими советскими идеологами-марксистами (В. Ермилов (см. ЕРМИЛОВ Владимир Владимирович), М. Каган) поскольку ее развивал особо приближенный к марксизму Чернышевский
Четвертая модель —«природническая», или «материалистическая», по которой эстетическое является естественным свойством предметов. Этой модели полно соответствует четвертая модель прекрасного: прекрасное — естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро (см. ДИДРО Дени) и другие французские материалисты). Многие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала и четвертая модель (М. Овсянников), которая трактовала все вульгарно-материалистическим способом. Однако, если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то почему его изучением не занимаются естественные науки.
Эстетические свойства предмета можно измерить с помощью вкуса (см. ВКУС (эстетический)) — инструмента, принципиально отличающегося от приборов, измеряющих физические свойства предметов. Природническое понимание эстетического, как и четвертая модель прекрасного, лишают эстетику монизма, так как не в состоянии объяснить основные все категории эстетики. Прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные (результат общественных противоречий). Природническая концепция не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.
Пятая модель — «общественная» концепция, по которой эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Эстетическое — многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода, общечеловеческие ценности, значимые для человечества как рода. Степени освоенности явления обществом в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности определяет степень ее свободы по отношению к данному явлению. Пятая модель была разработана Л. Н. Столовичем (см. СТОЛОВИЧ Леонид Наумович), Ю. Б. Боревым (см. БОРЕВ Юрий Борисович), В. В. Вансловом (см. ВАНСЛОВ Виктор Владимирович) в 1950—1960-е гг.
Эта модель позволяет монистически и системно трактовать все проблемы эстетики, по которой прекрасное — положительна ценность предмета для человечества и сфера свободы; безобразное — отрицательная ценность предмета для человечества и сфера свободы; возвышенное — положительная ценность предмета для человечества и сфера несвободы; низменное — отрицательная ценность предмета для человечества и сфера несвободы; трагическое — положительная ценность личности для человечества и свободный выбор ею пути ведущего к несвободе и гибели во имя расширения сферы свободы для человечества.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ЭСТЕТИЧЕСКОЕ" в других словарях:

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе… …   Философская энциклопедия

  • Эстетическое — Наиболее общая категория эстетики; метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве категории сформировалась в эстетике в XX в. на… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (от греч. aistheti kos чувствующий, чувственный) исходная категория эстетики как науки, давшая ей имя и определяющая специфику ее предмета во всех его проявлениях: Э. чувство, Э. отношение, Э. вкус, Э. идеал, Э. ценность, иск во как вид… …   Эстетика: Словарь

  • Эстетическое сознание — Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта (см.: Эстетическое). Она означает совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… …   Философская энциклопедия

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — (от греч. aisthesis ощущение, понимание) развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Э. р. имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эстетическое воспитание —         целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе Э. в. вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном… …   Эстетика: Словарь

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Эстетическое развитие — развитие способности воспринимать эстетические аспекты происходящего и создавать их самому (красивое, безобразное, торжественное, величавое, гармоничное и т.д.) Дети, отмечает К.Чуковский, любят музыку, петь, танцевать, декламировать,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

Другие книги по запросу «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»