ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ это:

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ
ЭРА́ЗМ РОТТЕРДА́МСКИЙ (полн. Эразм Дезидерий Роттердамский; Erasmus Roterdamus Desiderius) (28 октября 1467, Роттердам — 11 июля 1536, Базель), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), богослов, филолог, писатель. Автор «Похвалы Глупости» — сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества. Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял ее.
Образование
Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе «братьев общей жизни» в Девентере. В 1486 он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы (см. ЛОРЕНЦО ВАЛЛА), идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами (см. ОКСФОРДСКИЕ ГУМАНИСТЫ)и Т. Мором (см. МОР Томас).
«Философия Христа»
Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 «Адагий» — собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 был написан религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина» (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской «философии Христа» (или «небесной философии»), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сޑސݑì а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.
В Италии и Англии
С 1506 по 1509 Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием (см. МАНУЦИЙ Альд Старший). Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала Глупости» (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.
Базельский период
Со временем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой «республики ученых». С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И. Фробеном (см. ФРОБЕН Иоганн), ставшим его главным издателем.
Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 написал «Наставление христианского государя» (1516). В 1516 он сочинил (в жанре речи) и издал «Жалобу мира», в которой с позиций гуманизма показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам Европы.
Переводы с греческого
Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов — Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии («Вульгаты», конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 издание греческого текста «Нового Завета», а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от «Вульгаты», что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии.
Полемика с Лютером
Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией (см. РЕФОРМАЦИЯ), несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524, опубликовав трактат «О свободе воли», Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером (см. ЛЮТЕР Мартин), который в ответном сочинении «О рабстве воли» (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще несколько сочинений, в их числе «О желанном церковном согласии» (1533).
«Разговоры запросто»
Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет (1518—1533) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ" в других словарях:

  • Эразм Роттердамский — Erasmus Roterodamus Порт …   Википедия

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), Дезидерий, псевдоним Герхарда Герхардса (1469 1536) ученый гуманист, богослов и писатель. Проделал огромную просветительскую работу по изданию произведений греко лат. классики и отцов христианской церкви. Свою концепцию… …   Философская энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — и философия Христа Позиция Эразма     Все помыслы гуманистов на протяжении эпохи Гуманизма и Ренессанса были исполнены жажды религиозного обновления. Как мы видели, само понятие Возрождение имело глубокие религиозные корни. Мы также видели, что… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Эразм Роттердамский — Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский. Портрет работы Х. Хольбейна Младшего. 1523. Лувр. Эразм Роттердамский () () учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Эразм Роттердамский — (настоящее имя Дезидерий) (1466 или 1469 1536 гг.) учёный гуманист, виднейший представитель Северного Возрождения. Родился в Роттердаме. В 1499 г. окончил теологический факультет Парижского университета. В последующие годы занял ведущее положение …   Исторический словарь

  • Эразм Роттердамский — (Герхард Герхардс) (1469 1536 гг.) филолог, писатель Безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя. Вежливость порождает и вызывает вежливость. Все превращает любовь и неумного делает мудрым. Все превращает любовь: красноречье… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus), или Дезидерий Эразм (Desiderius Erasmus), (настоящее имя Герард Герардсон) (1469 1536) нидерландский гуманист, незаконнорожденный сын голландского священника, получил образование в Париже, затем преподавал в Кембридже. Там… …   История Философии: Энциклопедия

  • Эразм Роттердамский — (Эразм Дезидериус)(Erasmus, Desiderius) (ок. 1467 1536 гг.), голл. ученый гуманист. Первый выдающийся европеец, чья известность и авторитет основывались на печатном слове. Будучи незаконным сыном священника, ранние годы жизни провел в нищете и… …   Всемирная история

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — (Erasmus Roterodamus) Дезидерий (Desiderius) (1467 1536), гуманист эпохи Возрождения (глава северных гуманистов ), филолог, писатель. Родом из Роттердама. Автор Похвалы Глупости сатиры, высмеивавшей нравы и пороки современного ему общества.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ — ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (действительное имя Герхард Герхардс) (1469 1536) выдающийся писатель гуманист позднего Возрождения, ученый, богослов, знаток античной культуры. Родился в Роттердаме в семье бюргера. Рано лишившись родителей, провел …   Новейший философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»