ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве) это:

ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве)
ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве)
ЭМА́ЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.
Виды эмалей
Эмали также различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объемные формы, достигать живописных эффектов, так как эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа, и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающих ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 века огнеупорными). Эмали бывают также по скани (см. СКАНЬ) (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками.
История эмалей
Эмали, по-видимому, изобретены в Древнем Египте (это были перегородчатые эмали, и использовались они для амулетов и украшений). В Византии в 10—12 веках была развита перегородчатая эмаль на золоте. К 12 веку сложились европейские школы эмали, среди которых наибольшую известность приобрела школа лиможской эмали (см. ЛИМОЖСКАЯ ЭМАЛЬ). Европейские эмали применялись на раннем этапе для украшения церковной утвари, окладов икон и в эстетическом отношении дополняли яркие пятна витражей.
С конца 14 — начала 15 веков в технике эмали выполнялись предметы светского характера. В 18 веке на первый план выдвинулась эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически мало отличающаяся от станковой, особенно охотно такие портреты и небольшие сценки изготовлялись в эпоху рококо (см. РОКОКО). В 19 веке трудоемкая техника эмали пришла в упадок и возродилась в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и др. лишь в эпоху модерна (см. МОДЕРН) в Париже, Брюсселе, Вене, где изготавливались украшения, табакерки, веера.
Особенно охотно использовал эмали Рене Лалик (см. ЛАЛИК Рене), известный также как новатор художественного стекла. Эмали применялись им и для украшения стеклянных изделий. Новаторский подход к изделиям из эмалей отличает и Луиса Тиффани, так много сделавшего в американском модерне.
Среди восточных эмалей особенно выделялась по своим художественным достоинствам китайская перегородчатая эмаль, украшавшая всевозможные коробочки, детали оружия. Для китайских изделий характерен природный орнамент с изображениями зверей и птиц.
Русская финифть
Перегородчатая эмаль известна в Киевской Руси с 11 века и выполнялась она по византийским образцам. В 16—17 веках у московских мастеров получили распространение эмали по скани — прозрачные многоцветные эмали густых насыщенных тонов на золотых изделиях. Развитие расписных эмалей по меди удешевило производство и сделало эмалевые изделия доступными для широкого круга, особенно популярно в 17 веке было искусство усольской (сольвычегодской) росписи по эмали. Светские изделия украшаются цветочными узорами, забавными сценками, живо передающими дух эпохи. В 18—19 веках в Ростове Великом с изготовления икон в технике расписной эмали началась ростовская финифть (см. РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ). В 18 веке в моду вошла эмалевая портретная миниатюра, развивавшаяся в русле европейских тенденций. М. В. Ломоносов (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов. В Петербургской Академии художеств был основан эмальерный класс.
Второе рождение ювелирные изделия с эмалями пережили в конце 19 — начале 20 веков, когда их широко применяли такие прославленные фирмы, как Фаберже (см. ФАБЕРЖЕ), Овчинникова (см. ОВЧИННИКОВ (фирма)), Оловянишникова (см. ОЛОВЯНИШНИКОВ (фабрикант)). Фаберже использовал практически все техники эмали, особенно интересны муаровые узоры текучих линий. Фактура, подобная снежинкам и чешуйкам, придавала изделиям особую игру света. Под влиянием русских эмалей к ним возобновился интерес и во всем мире.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ЭМАЛЬ (в прикладном искусстве)" в других словарях:

  • ювелирное искусство — вид декоративно прикладного искусства: изготовление художественных украшений, предметов быта и др. из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов… …   Энциклопедический словарь

  • финифть — и; ж. 1. Эмаль, наносимая на металлическое изделие с художественной целью. Серебряные пуговицы с финифтью. Роспись по финифти. 2. Металлическое изделие, украшенное этой эмалью. Каждая ф. из этого собрания неповторима. // Техника изготовления… …   Энциклопедический словарь

  • Драгоценные и поделочные камни —         (a. precious and semiprecious stones; н. Edel und Schmucksteine; ф. pierres precieuses et decoratives; и. piedras preciosas y semi preciosas) минералы и горн. породы, используемые в ювелирно камнерезном произ ве для изготовления украшений …   Геологическая энциклопедия

  • ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ — ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ, минералы, используемые для изготовления украшений и художественных изделий. Основными критериями для отнесения минерала к драгоценным и поделочным служат красота (цвет, блеск, прозрачность, «игра», иризация (см.… …   Энциклопедический словарь

  • ЕКАТЕРИНА — [греч. Αἰκατερίνη, Αἰκατερῖνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a 31b, 32a), Мученичество BHG, N …   Православная энциклопедия

  • ДЕИСУС — со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае) Деисус со святыми на плях. Икона. XI в. (мон рь вмц. Екатерины на Синае)Деисус [греч. δέησις моление], образ, в к ром разные святые предстательствуют перед Христом за род… …   Православная энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Звериный стиль —         условное наименование широко распространённого в древнем декоративно прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцен борьбы зверей.… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»