ШКОЛА ИСТОРИИ ИДЕЙ

ШКОЛА ИСТОРИИ ИДЕЙ
ШКОЛА ИСТОРИИ ИДЕЙ
ШКО́ЛА ИСТО́РИИ ИДЕ́Й (школа биографии идей), направление в изучении интеллектуальной истории, возникшее в 1920-х в США. В 1923 в Университете Джона Хопкинса создается клуб истории идей. Среди его основателей А. О. Лавджой (см. ЛАВДЖОЙ Артур Онкен), Дж. Боэс. К ним примыкает М. Х. Николсон, исследующая роль науки как культурного фактора. Школа истории идей возникает как одно из направлений философского исследования, сосредоточенного на истории отдельных идей (unit ideas). Классической работой школы становится книга А. О. Лавджоя (1936), посвященная Великой цепи существ (иначе — Великой цепи бытия). История этого образа прослеживается от одной фразы у Платона (см. ПЛАТОН (философ)) до эпохи романтизма в качестве воплощения идеи полноты и цельности мироздания, простирающегося от червя до Бога.
В 1940 под редакцией Ф. Винера начинает выходить журнал («Journal of the History of Ideas»), а в 1968 — четырехтомный Словарь истории идей (переиздан в 1973 — Dictionary of the History of Ideas. Studies in the Pivotal Ideas. 5 vols). Результаты исследования в русле истории идей нередко тяготеют к словарной статье и складываются в издания словарного типа, посвященные ключевым понятиям культуры (подобным книге Р. Уильямса: Williams R. Keywords. A Vocabulary of Culture and Society, 1976).
У истоков школы стояли философы, ищущие контакта с учеными разных, не только гуманитарных профессий, чтобы проследить движение основных понятий в широкой сфере истории культуры. Исследуя мысль Д. Локка (см. ЛОКК Джон), облеченную в образ tabula rasa (чистой доски), историк идей сосредотачивается на ее метафорически-словесном воплощении, его источниках, ассоциациях, на связях данной метафоры с другими: чистого листа, темной комнаты, зрения (см.: Philip Vogt. Seascope with Fog: Metaphor in Locke"s Essay. — «Journal of the History of Ideas», 1993, № 1. С. 1—18).
В статье, посвященной пятидесятилетию существования «Журнала истории идей» (1990, №3), его нынешний главный редактор Д. Р. Келли подвел некоторые итоги существования школы, отвечая на три вопроса. Что такое история идей? Как пишется и что собой представляет? В каком отношении она находится к философии и какой ей предстоит быть?
Школа истории идей возникла с тем, чтобы истории философии как последовательности разного рода «измов» и разрозненных великих имен противопоставить изучение ментальности, укоренить идеи в широком интеллектуальном контексте. Отвергая гегелевскую «философему», историки идей изначально занимаются тем, что впоследствии М. Фуко (см. ФУКО Мишель Поль) назовет «эпистемой», идеей, не оторванной от ее корней, от ее непосредственного повода, от процесса ее познания и восприятия, от ее образного и языкового воплощения. Среди предтеч истории идей значатся В. Кузен (см. КУЗЕН Виктор) с его понятием «культурной среды», В. Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм) с его представлением о единстве и специфичности духовного бытия личности. Среди источников истории идей — убеждение, возникшее в 18 в. (И. Г. Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид), Ж. Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола)), что философия более, чем принято считать, зависима от языка, хотя среди тех, кто предупреждал против излишнего доверия к языку как пути познания идей, был основоположник школы А. О. Лавджой, вступивший по этому поводу в полемику с Л. Шпицером.
История идей, в отличие от истории философии, более сосредоточена на познании того, как развивалось человеческое познание, на «внутренней форме» понятий и образов, в которых существует мысль. В ее современном состоянии школа истории идей смыкается с новым историзмом (Х. Уайт, Д. Ла-Капра), с «археологией знания» и деконструктивизмом (М. Фуко (см. ФУКО Мишель Поль), Ж. Деррида (см. ДЕРРИДА Жак)). Основными исследовательскими вопросами в отношении идей становятся следующие: какими интеллектуальными матрицами формируется мысль, что представляет собой «опыт традиции» (Х. Г. Гадамер (см. ГАДАМЕР Ханс Георг)), каким был контекст возникновения, развития и восприятия мысли? Однако история идей продолжается и на путях более традиционного прослеживания биографии основных понятий истории культуры (романтизм, классицизм, барокко) или рождения современных политических идей (И. Берлин (см. БЕРЛИН Исайя)).
В России результаты работы по истории идей мало известны, хотя первые попытки исследования в этом направлении были сделаны одновременно и даже несколько ранее. Так статьи Ф. Зелинского, составившие тома под общим названием «Из истории идей», начали появляться в журналах еще в конце 19 в.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ШКОЛА ИСТОРИИ ИДЕЙ" в других словарях:

  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА — школа биографии идей, влиятельное направление в изучении интеллектуальной истории, возникшее в 1920 х гг. в США. Среди ее основателей А.О. Лавджой, Дж. Боэс, М.Х. Николсон. И.и.ш. представляет собой одно из направлений филос. исследования,… …   Философская энциклопедия

  • ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ —         школа, ориентирующаяся на изучение социально полит., экон., филос., научных, религ. и др. идей, игравших или играющих ключевую роль в процессе познания. Специфика Ш.и.и., по сравнению с неокантианскими исследованиями в Германии в области… …   Энциклопедия культурологии

  • ШКОЛА — ШКОЛА, учебно воспитательное учреждение для детой и подростков школьного возраста, к рое в СССР охватывает детей от 8 до 18 лет. I. Основные принципы организации советской III.: всеобщее обязательное бесплатное обучение, единство воспитательной… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ШКОЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ — англ. Intellectual History, School; нем. Schule der intellektuellen Geschichte. Школа (П. Миллер, Дж. Хайам, К Брин тон, Р. Стромберг, Р. Дарнтон, Д. Хол линджер, А. Вэйси, Д. Росс, Дж. Вуд), ориентирующаяся на изучение соц. экон., философских,… …   Энциклопедия социологии

  • Школа (в науке и искусстве) — Фреска Рафаэля «Афинская школа» У этого термина существуют и другие значения, см. Школа (значения). Школа, в анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей и …   Википедия

  • ШКОЛА общеобразовательная — уч. воспитат. учреждение, базовый элемент образоват. системы. В этом качестве Ш. предмет исследования разл. дисциплин: пед., ист., демографич., социология, и др. Только в педагогике проблематика Ш. занимает вполне самостоят. место. Изученность… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Школа — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Школа диалога культур — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/23 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • Школа киников — Киники (др. греч. κῠνικοί, от κῠνός (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм одна из наиболее значительных сократических философских школ. Содержание …   Википедия

  • ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ — сложившееся в амер. социологии в 20 е гг. XX в. направление, связанное с именами Р. Парка, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Г. Зорбо, Л. Вирта и др. исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии Чикагского ун та. Чикагские социологи внесли… …   Российская социологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»