ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ЦЕРКО́ВНЫЕ ПРА́ЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.
История христианских праздников
Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (др.-евр. Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1—2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.
Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.) , т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве (см. МОЛИТВА) и Евхаристии (см. ЕВХАРИСТИЯ). Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.
В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.
Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи (см. ПАСХА иудейская), а также по своему смыслу воскресение Христово (см. ПАСХА христианская), подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования.
В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) (Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ)), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА) и, несколько позже, Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ). С 6 в. число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной истории.
Подвижные и неподвижные праздники
Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).
Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), водосвятие (см. ВОДОСВЯТИЕ) в праздник Крещения Господня и проч.).
Праздники в Православной Церкви
В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается следующая иерархия праздников:
1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).
2. Двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.
3. Великие праздники (см. в статье Двунадесятые праздники).
4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы (см. КАЗАНСКАЯ ИКОНА) Божией Матери и некоторые др.).
Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Бо́льшая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.
Праздники в Католической Церкви
В Католической Церкви в средние века сложилась несколько иная система праздников, которая была существенно пересмотрена в результате литургической реформы после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) (1962—65). В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы; до этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской); но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.
В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа — Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря — имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению Католической Церкви, первородному греху от момента Своего зачатия), Благовещения (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ) (25 марта), Успения (см. УСПЕНИЕ Богородицы) (в западной традиции — Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов.
Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфически западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, напр., Тела и Крови Христа (установлен в 13 в.), Христа — Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.
В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников» возведены и другие даты церковного календаря.
Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года (в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда попадающих на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно католических странах дни предписанных праздников официально являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее воскресенье.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ" в других словарях:

  • Праздники христианские —  (Церковные / Литургические)  ♦ (ENG feasts, Christian (ecclesiastical/liturgical)    дни церковного календаря, соотносящиеся с важными событиями в жизни Христа, святых и христиан. Воскресение Иисуса Христа празднуется по воскресеньям.… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Праздники ветхозаветные — священные дни, установленные синайским законодательством. Отличия их от обыкновенных дней состояли, во первых, в свободе и покое от трудов и работ; во вторых, в торжественных жертвоприношениях, свойственных празднику; в третьих, в некоторых… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Праздники Господни — – так как сам Бог благоволил ознаменовать некоторые дни особенными событиями и благодеяниями к роду человеческому, то с самых первых времен дни эти особенно возвышаются пред другими, требуя для себя особенного освящения. В В. Зав.… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Праздники Нагорно-Карабахской Республики — Законом Республики Арцах определены следующие официальные праздники и памятные даты[1]: Дата Русское название Армянское название Примечание 31 декабря, 1,2 января Новый год Ամանօր (Аманор) , Նոր Տարի (Нор Тари) Нерабочие дни. 6 января Богоявление …   Википедия

  • Церковные заповеди — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка… …   Википедия

  • ПРАЗДНИКИ — нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св …   Казачий словарь-справочник

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Господские праздники — Иисус. Раннехристианская фреска в римских катакомбах Господские праздники (также …   Википедия

  • Непереходящие праздники — (также неподвижные праздники) церковные праздники с неподвижными датами по солнечному календарю. Двунадесятые непереходящие праздники: 8 (21) сентября Рождество Богородицы, 14 (27) сентября Воздвижение Креста Господня, 21 ноября (4 декабря)… …   Википедия

  • Неподвижные праздники — Непереходящие праздники (также неподвижные праздники) церковные праздники с неподвижными датами по солнечному календарю. Двунадесятые непереходящие праздники: 8 (21) сентября Рождество Богородицы, 14 (27) сентября Воздвижение Креста Господня, 21… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»