ХЕМИНГУЭЙ Эрнест

ХЕМИНГУЭЙ Эрнест
ХЕМИНГУЭЙ Эрнест
ХЕМИНГУЭ́Й (Hemingway) Эрнест Миллер (1899—1961), американский писатель. В романах «Фиеста» (1926), «Прощай, оружие!» (1929) — умонастроения «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ). В романе «По ком звонит колокол» (1940) гражданская война в Испании 1936—39 предстает национальной и общечеловеческой трагедией, обусловленной цепной реакцией насилия. Повесть-притча «Старик и море» (1952) посвящена заветной авторской идее — «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство. Обогатил жанр новеллы (сборник «В наше время», 1925). Прозу отличают внешняя простота, строгая объективность, сдержанный лиризм, содержательный подтекст, скрытонапряженный диалог. Нобелевская премия (1954).
* * *
ХЕМИНГУЭ́Й (Hemingway) Эрнест (21 июля 1899, Оук Парк — 21 июня 1961, Кетчум), американский писатель, ставший символом «потерянного поколения (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ)».
«Простая честная проза»
В Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. В апреле 1918 санитарный отряд, в котором находился Хемингуэй, оказался на линии огня. Три месяца спустя под Фоссальтой австрийская мина положила конец его военной карьере, оставив в теле волонтера 237 осколков. Сын врача, Хемингуэй еще до своего бегства в Италию на фронт пробовал силы как газетчик, а после войны в качестве корреспондента канадской газеты немало поездил по опустошенной Европе, где продолжались локальные вооруженные столкновения. Эпизоды греко-турецкой войны (см. ГРЕКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА) с шокирующе жестокими деталями описаны в первой художественной книге Хемингуэя «В наше время» (издание 1924 представляло собой сборник миниатюр, напоминающих стихотворения в прозе; вышедшее под тем же заглавием издание 1925 сохранило эти миниатюры, но они служили заставками к рассказам, составившим основной корпус книги, которая была воспринята как манифест «потерянного поколения»). Решение «писать простую честную прозу», оставив не растратившим энтузиазма романтикам заботы о спасении неисцелимо больного, свихнувшегося мира, определяло позицию начинающего Хемингуэя.
После пережитой исторической катастрофы делом писателя было, на его взгляд, предельно объективное свидетельство о случившемся и забота о безусловной точности, правдивости слова, так как привычные слова и понятия оказались неспособными достоверно передать состояние мира и чувства людей «в наше время».
Вечные начала бытия
Рассказы Хемингуэя, романы «И восходит солнце» («Фиеста», 1926), «Прощай, оружие!» (1929) доносили до читателя ощущение мертвенности и бесплодия цивилизации.
Однако Хемингуэю было чуждо отчаяние, определявшее тональность творчества писателей «потерянного поколения».
Стерильности окружающего мира он противопоставляет неразрушимые, вечные начала человеческого существования. Мысль о «простых и насущных вещах» — о любви, слиянии с природой, возвращении к земле, которая «пребудет вовеки» (эпиграф из Екклезиаста, предпосланный «Фиесте»), — всегда присутствует в сознании его героя. Этим определяется и характер художественных решений Хемингуэя: установка на зримое и вещественное, лаконизм и обязательный подтекст (проза схожа с айсбергом, у которого незримыми остаются семь восьмых общей массы), сочетание репортажности и лиризма, использование приемов внутреннего монолога, позволяющего воссоздать травмированное сознание персонажа и его мучительные поиски выхода из одиночества.
«Человек один не может»
В 1930-е годы эти поиски все более откровенно соотносятся с идеей ответственности за судьбы мира, оказавшегося перед угрозой фашизма, особенно после гражданской войны в Испании 1936—39 (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ 1936—39). Наряду с Парижем, где прошла писательская молодость Хемингуэя, воссозданная им в мемуарах «Праздник, который всегда с тобой» (опубликовано в 1964), Испания была его пожизненной любовью. Она навеяла самые поэтичные страницы «Фиесты» и книги «Смерть после полудня» (1932), в которой коррида описана как акт высшего испытания мужества, когда гибелью может закончиться каждое вторжение на «территорию быка». После гражданской войны в Испании, которую Хемингуэй освещал как репортер, находясь в центре событий и безоговорочно квалифицируя франкизм как «ложь, изрекаемую бандитами», та же идея испытания соотносится им не только с героикой одинокого противостояния заведомо несправедливой судьбе, но и с требованием выбора ответственной гражданской позиции, когда история находится на одном из трагических переломов. Эта идея главенствует в романе об испанских событиях «По ком звонит колокол» (1940), где сочетаются фактографическая яркость картин крушения Республики, осмысление жестоких уроков истории, приведшей к такому финалу, и непоколебленная вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена. Обретенное персонажами понимание, что «человек один не может», придало новое звучание прозе Хемингуэя: слабеет антагонизм в отношениях личности и истории, лейтмотив одиночества сменяется в романе «Иметь или не иметь» (1937) и неоконченной книге о Второй мировой войне «Острова в океане» (опубликована в 1970) идеей единения во имя гуманизма.
Доминирующая тональность
Однако доминирующая тональность творчества Хемингуэя осталась трагической и после этого перелома. Повесть «Старик и море» (1952) вновь говорит о героическом, но обреченном противостоянии силам, угрожающим самому существованию человека, который одинок в мире, где ему остается рассчитывать только на собственное упорство, сталкиваясь с извечной несправедливостью судьбы. Аллегорическое повествование о старом рыбаке, сражающемся с акулами, которые растерзали пойманную им огромную рыбу, отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, лапидарный стиль, скупой психологический рисунок.
В 1954 Хемингуэй получил Нобелевскую премию. Ощущая неспособность продолжать активную писательскую жизнь, покончил с собой.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ХЕМИНГУЭЙ Эрнест" в других словарях:

  • Хемингуэй Эрнест — (Hemingway) Хемингуэй Эрнест Миллер (Hemingway, Ernest Miller) (1899 1961) Американский писатель. Афоризмы, цитаты Хемингуэй Эрнест биография (Hemingway) • Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого. • Все хорошие… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Хемингуэй, Эрнест — Запрос «Хемингуэй» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эрнест Хемингуэй англ. Ernest Hemingway …   Википедия

  • Хемингуэй Эрнест - биография — (Hemingway) Хемингуэй Эрнест Миллер (Hemingway, Ernest Miller) (1899 1961) Хемингуэй Эрнест (Hemingway) Биография Американский писатель. Хемингуэй родился 21 июля 1899 в городе Оук Парк (Oak Park) недалеко от Чикаго, штат Иллинойс (США). В 1917… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Хемингуэй, Эрнест Миллер — Эрнест Миллер Хемингуэй. ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899 1961), американский писатель. Первые произведения книга рассказов “В наше время” (1925), роман “И восходит солнце” (в английском издании “Фиеста”, 1926), “Прощай, оружие!” (1929) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер — (Hemingway, Ernest Miller) ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899 1961), один из наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 в., снискавший известность в первую очередь своими романами и рассказами. Родился в Оук Парке (шт. Иллинойс) в семье… …   Энциклопедия Кольера

  • Хемингуэй Эрнест — (Hemingway) (1899—1961), американский писатель. Участник Первой мировой войны. В годы Национально революционной войны 1936—39 в Испании — военный корреспондент. С 1939 почти до конца жизни жил на Кубе. В 1942—44 X. создал… …   Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

  • Хемингуэй, Эрнест Миллер — Эрнест Хемингуэй Ernest Hemingway Имя при рождении: Эрнест Миллер Хемингуэй Дата рождения: 21 июля 1899(18990721) Место рождения: Оук Парк (Иллинойс) …   Википедия

  • Хемингуэй Эрнест Миллер — Эрнест Хемингуэй Ernest Hemingway Имя при рождении: Эрнест Миллер Хемингуэй Дата рождения: 21 июля 1899(18990721) Место рождения: Оук Парк (Иллинойс) …   Википедия

  • Хемингуэй Эрнест Миллер — Хемингуэй (Hemingway) Эрнест Миллер (21.7.1899, Ок Парк, близ Чикаго, ‒ 2.7.1961, Кетчем, штат Айдахо), американский писатель. Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас Сити. Участник 1 й мировой войны 1914‒18. Журналистская практика… …   Большая советская энциклопедия

  • ХЕМИНГУЭЙ Эрнест Миллер — ХЕМИНГУЭЙ (Hemingway) Эрнест Миллер (1899—1961), американский писатель, журналист корреспондент. Участник 1 й мировой войны 1914—18; в 1922—28 жил в Париже. Кн. «В наше время» (1925) — монтаж рассказов и миниатюрных интерлюдий …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»