ФОРД Джон (кинорежиссер) это:

ФОРД Джон (кинорежиссер)
ФОРД Джон (кинорежиссер)
ФОРД Джон (1895—1973), американский кинорежиссер. Фильмы: «Дилижанс» (1939, в советском прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962), «Осень чейеннов» (1964) и др.
* * *
ФОРД (Ford) Джон (наст. имя Шон Алоис О"Фини, O"Feeney, O"Fearna) (1 февраля, 1895 Кейп-Элизабет, шт. Мэн — 31 августа 1973, Палм-Дизарт, Калифорния) американский режиссер, продюсер, сценарист. По происхождению ирландец.
С 1913 работает в Голливуде под руководством своего старшего брата Фрэнсиса сначала ассистентом режиссера, с 1917 — режиссером. Его первым крупным успехом стал вестерн «Железный конь» (1924), рассказавший о прокладке трансконтинентальной железной дороги через просторы Дикого Запада Америки. Наряду с наличием традиционных приемов жанра (драматизм сюжета, внешняя динамика действия, натурные съемки и т. д.) фильм отличался нехарактерной для приключенческих лент психологизацией характеров действующих лиц. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи получились выразительными и запоминающимися. Уже здесь проявилась сильная черта всего творчества Форда — его умение работать с актерами.
Недостатком же почти всех ранних фильмов режиссера было отсутствие добротной драматургической основы. Возникшее в начале 1930-х гг. творческое содружество с талантливым сценаристом Д. Николсом открыло в этом смысле весьма плодотворные перспективы, что особенно отчетливо проявилось в фильме «Осведомитель» (1935, премия «Оскар»). Режиссер, экранизируя известный роман Л. О"Флаэрти, сконцентрировал все внимание на показе психологии предателя, продавшего за деньги своего товарища и постепенно начавшего осознавать значение совершенного проступка. Умелое создание атмосферы надвигающейся трагедии, точное использование шумов и музыки, выразительное использование деталей принесли фильму заслуженную славу.
Наивысшими же достижениями Форда стали фильмы «Дилижанс» (1939, другое прокатное название — «Путешествие будет опасным») и «Гроздья гнева» (1940). Первый поставлен режиссером в привычном для него жанре вестерна, в котором постановщик сумел отойти от привычного деления героев на «добродетельных» и «злодеев». В картине причудливо сочетаются тонкая ирония над представителями различных социальных слоев американского Дикого Запада и явная романтизация американской истории.
В фильме «Гроздья гнева» (премия «Оскар», 1940), созданном по одноименному роману Дж. Стейнбека, Форд обращается к одной из самых жгучих проблем современной ему действительности — трагическому положению лишенного земли американского фермера. В отличие от ряда других произведений, в том числе и своей собственной «Табачной дороги» (1941), режиссеру здесь удалось убедительно вскрыть социальные корни драматических конфликтов.
В годы войны Форд, несмотря на плохое зрение (он всю жизнь ходил в очень темных очках или с черной повязкой на одном глазу) находился на тихоокеанском театре военных действий, где снял несколько документальных фильмов, два из которых («Битва за Мидуэй» и «7 декабря») были отмечены премиями «Оскар». В послевоенный период, режиссер снова возвращается к постановке вестернов ( «Моя дорогая Клементина» — 1946, «Форт Апач» — 1948), на военную тему («Когда Вилли придет, маршируя домой», 1950, «Это — Корея», 1951) и сентиментальных мелодрам («Солнце светит ярко», 1953, «Могамбо», 1953), не ставшими событием в творчестве мастера.
Новый взлет творчества Форда падает на первую половину 1960-х гг. В фильме «Осень чейенов» (1964) режиссер сумел по-новому взглянуть на взаимоотношения белых переселенцев и индейцев, показав последних не агрессивными варварами, как прежде, но пострадавшей стороной. Фильм «Человек, который убил Либерти Вэланса» (1962) стал реквиемом его постоянному, только уже постаревшему и помудревшему романтическому герою. Таким был и сам постановщик, продолжавший упорно работать, несмотря на почти полную слепоту и прогрессирующий рак, от которого он и умер в маленьком калифорнийском городке.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ФОРД Джон (кинорежиссер)" в других словарях:

  • Форд, Джон — Джон Форд. ФОРД Джон (настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О'Фирна или О'Фини) (1895 1973), американский кинорежиссер. Стремился в своем творчестве к реалистическому отображению исторических событий, детальности психологических… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФОРД Джон — (1895 1973) американский кинорежиссер. Фильмы: Дилижанс (1939, в советском прокате Путешествие будет опасным ), Юный мистер Линкольн (1939), Гроздья гнева (1940), Табачная дорога (1941), Человек, который пристрелил Либерти Вэланса (1962), Осень… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Форд Джон — (наст. имя и фам. Шон Алоизиус О‘Фирна или О‘Фини; 1895–1973) – амер. кинорежиссер. Пост. ф.: «Дилижанс» (1939, в сов. прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • ФОРД — Джон (настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О Фирна или О Фини) (1895 1973), американский кинорежиссер. Стремился в своем творчестве к реалистическому отображению исторических событий, детальности психологических характеристик. Глубиной… …   Современная энциклопедия

  • УЭЙН Джон (актер) — УЭЙН (Wayne) Джон (наст. имя и фам. Мэрион Майкл Моррисон, Morrison) (26 мая 1907, Уинтерсет, Айова 11 июня 1979, Лос Анджелес), американский киноактер. Дебютировал в кино в конце 1920 х гг. На высокого светловолосого парня с открытым лицом и… …   Энциклопедический словарь

  • КЭРРЕДИН Джон — КЭРРЕДИН (Каррадайн) (Carradine) Джон (наст. имя Ричмонд Рид) (5 февраля 1906, Нью Йорк 27 ноября 1988, Милан, Италия), американский киноактер. Родился в старинной семье выходцев из Испании, генеалогия которой восходит к святому Педро Карраденья …   Энциклопедический словарь

  • Богарт Хамфри — (Bogart) (1899 1957), американский актёр. В театре с 1920, в кино с 1930. Главные роли в фильмах: «Бурные двадцатые годы» (в отечественном прокате  «Судьба солдата в Америке»), «Мальтийский сокол», «Африканская королева», «Тем тяжелее будет… …   Энциклопедический словарь

  • О`НИЛ Юджин — О НИЛ (О Нейл) (O Neill) Юджин (1888 1953), американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и… …   Энциклопедический словарь

  • ТРЕЙСИ Спенсер — (Tracy) (5 апреля 1900, Милуоки 10 июня 1967, Беверли Хиллз), американский киноактер. Во время Первой мировой войны служил на флоте. Свой жизненный путь выбрал не сразу, и даже получив актерское образование в Академии драматического искусства,… …   Энциклопедический словарь

  • Богданович Питер — (Bogdanovich) (р. 1939), американский режиссёр, сценарист, кинокритик, актёр. Работал в театре. Несколько исследований Богдановича посвящены крупнейшим американским кинорежиссёрам. В кино с 1966. Режиссёр фильмов: «Мишени» (1968), «Последний… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»