УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)

УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)
УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р Московского Кремля, памятник архитектуры. Великолепный своей строгостью, простотой и выразительностью храм, созданный руками русских мастеров по проекту и под руководством Аристотеля Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) в средневековой деревянной Москве (1475—1479), долгое время служил источником вдохновения и образцом для многочисленных подражаний.
Реконструкция Московского Кремля 15 века
Москва конца 15 века представляла собой ряд деревень, соединенных административно-военным и торговым центром, Кремлем, и торговым посадом, будущим Китай-городом (см. КИТАЙ-ГОРОД). Город не насчитывал и десятка каменных зданий, причем только культовых: церковь Михаила Архангела (1333), собор в Андрониковом монастыре (1380), церковь Рождества Богородицы (1393) и др. Белокаменные стены Кремля, построенные еще при Дмитрии Донском (см. ДМИТРИЙ Донской), обветшали от многочисленных пожаров. Повсюду на них были видны деревянные заплатки (вычинки), подпорки и многочисленные обрушения. Московский Кремль (см. КРЕМЛЬ Московский)— резиденция великого князя московского Иван III (см. ИВАН III Васильевич) — нуждался в обновлении и более репрезентативном виде, соответствующем столице сильного европейского государства. Великий князь и митрополит Филипп решают начать реконструкцию Кремля с возведения главной святыни государства — Успенского собора.
Место будущего собора
Первые деревянные церкви на месте Успенского собора, как свидетельствуют археологические находки, относятся к 12—13 векам. Там же найдены остатки захоронений, говорящие о наличии кладбища. В 1326—1327 на месте деревянного Успенского собора был построен каменный. В 1448 Русская православная церковь стала автокефальной (см. АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ), независимой от Константинопольского патриарха, после чего строительство центрального собора страны становится совершенно необходимым.
Первая попытка
Подряд на строительство Успенского собора получили московские мастера Ивашка Кривцов и Мышкин. Для знакомства с местными храмами они были посланы во Владимир и, вернувшись, заявили, что построят храм больше владимирского. Вокруг старого собора, который временно был сохранен, выкопали траншеи, забили сваи, выложили фундамент. Стены вывели на высоту человеческого роста, и только после этого разобрали старый храм. Затем, по приказу князя, внутри строящихся стен поставили временную деревянную церковь, в которой Иван III обвенчался с приехавшей гречанкой Софьей Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог). Общее руководство работами было поручено опытному Василию Ермолину и Ивану Голове, однако Ермолин, чувствуя недостаток опыта строительства большепролетных храмов, от руководства отказался. Здание возвели до сводов, оставалось только поставить среднюю главу, как вдруг оно рухнуло (20 мая 1474). Попытка воздвигнуть при помощи московских мастеров храм, который должен был превзойти размерами и красотой постройки старых владимирских мастеров, на этом закончилась. Псковские мастера, вызванные в Москву, от опасной работы отказались.
Поиски «доброго муроля»
Иван III поручает своему послу Семену Толбузину найти в Италии и привезти в Москву «доброго муроля», которому можно было бы поручить строительства главного московского собора. Определенную роль в выборе именно итальянского зодчего, вероятно, сыграла молодая великая княгиня Софья Палеолог, которая воспитывалась при дворе римского папы Сикста IV.
В марте 1475 в Москву прибывает знаменитый итальянский архитектор, инженер, фортификатор, гидротехник и литейных дел мастер Аристотель Фьораванти (см. ФЬОРАВАНТИ Аристотель) со своим сыном Андреа и помощником Петром. Жалование ему положили десять рублей, или два фунта серебром, в месяц.
Начало строительства. Путешествие Фьораванти
Фьораванти не стал использовать оставшиеся стены рухнувшего собора, а сломал их с помощью специального тарана, чем весьма удивил москвичей. Затем в районе нынешнего Калитниковского кладбища был построен кирпичный завод, выпускавший прочный большемерный кирпич, и в июне 1475 приступили к рытью траншеи и забивке дубовых свай под фундамент. Оставив постройку под наблюдением сына и помощника Петра, Фьораванти едет знакомиться с русской архитектурой во Владимир и Суздаль, а затем дальше на север до самых Соловков. По дороге он посетил Ростов Великий, Ярославль, Вологду и Великий Устюг. Он оказался первым европейским путешественником, начиная с 9 века, который достиг северного Поморья. Шестидесятилетний Фьораванти совершил это нелегкое путешествие вдвоем с проводником-переводчиком.
Строительство собора
Работы на стройке шли быстрыми темпами, и летом 1476 стены уже были выложены «по киоты», то есть до аркатурного пояса. Новшеством при строительстве собора были железные связи, заложенные в кладку для прочности, кирпич на леса уже не носили на плечах, а поднимали с помощью специальной лебедки, которую русские мастера назвали «векшею».
На четвертое лето собор вчерне был готов. Для облегчения сводов их вывели толщиной в один кирпич. Кроме большой средней главы, собор увенчивали еще четыре меньшие маковки. Барабаны глав для облегчения также были сделаны из кирпича. Выложили мозаичный пол, перед западным входом построили открытую террасу («лоджу»), что тоже было новшеством.
Архитектурные особенности собора
Летом 1479 стройка была закончена. Новый собор не был копией владимирского Успенского собора (см. УСПЕНСКИЙ СОБОР (во Владимире)), хотя сохранял общность основной идеи. В плане Аристотель впервые в русской архитектуре вместо тяжеловесных четырехугольных пилонов использовал круглые столбы. Внутреннее пространство стало просторным и напоминало зал для общественных собраний, наполненный светом и воздухом. Фасады храма разделяются на равные части сильно выступавшими пилястрами (см. ПИЛЯСТРА). Через все фасады, кроме восточного, проходит арочный пояс владимиро-суздальского типа. Его пропорции соответствуют пропорциям аркатур (см. АРКАТУРА) Дмитриевского собора (см. ДМИТРИЕВСКИЙ СОБОР) и храма Покрова на Нерли (см. ПОКРОВА НА НЕРЛИ (церковь)). Вероятно, Фьораванти обмерял их и зарисовал в свой путевой альбом во время поездки во Владимир. Южный фасад собора, выходящий на Соборную площадь, трактуется мастером как главный. Асимметрия фасада воспринимается слабо благодаря небольшой стенке, закрывающей абсиды (см. АБСИДА). Четыре равновеликие арки закомар (см. ЗАКОМАРА) возвращают нас к итальянским аркадам Филиппо Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо).
В столице далекой Московии умением и талантом болонского мастера был воздвигнут собор, достойный стать украшением любой европейской столицы. В горниле творчества итальянского зодчего архитектурное достояние Рима, Византии, Владимира и Великого Новгорода органически претворилось в одно художественное целое, совершенно самостоятельное и во всех отношениях отвечающее самым высоким требованиям архитектурного искусства.
Освящение собора
12 августа 1479 собор был освящен митрополитом Геронтием (см. ГЕРОНТИЙ (митрополит)), а 25 августа в него торжественно перенесли мощи митрополита Петра (см. ПЕТР (митрополит)), строителя собора при Иване Калите (см. ИВАН I Калита). Иван III устроил для духовенства, бояр и приближенных парадный обед и раздал богатые подарки. Щедро был награжден и строитель собора, а также его помощники. В 1514 все стены и своды собора внутри были покрыты фресками византийского типа. За прошедшие годы они не раз страдали от пожаров и подвергались реставрации.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»