- ТУ (в авиации)
- ТУ (в авиации)ТУ, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро А.Н. Туполева (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) (ныне ОАО «Туполев). В 1922—1942 самолеты Туполева называли АНТ (см. АНТ). Датой образования конструкторского бюро Туполева считается 22 октября 1922, когда ВСНХ организовал при ЦАГИ (см. АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ) комиссию по постройке металлических самолетов. Ее председателем был избран А.Н. Туполев. Впоследствии из этой организации, руководимой Туполевым, выросло одно из мощнейших в мире авиационных КБ.
Первым самолетом Туполева по своим летным характеристикам превосходивших зарубежные образцы стал скоростной бомбардировщик АНТ-40. В 1933 в КБ был создан рекордный самолет АНТ-25 (РД), на котором в 1937 экипажи В.П. Чкалова (см. ЧКАЛОВ Валерий Павлович) и М.М. Громова (см. ГРОМОВ Михаил Михайлович) выполнили перелеты через Северный полюс. Во второй половине 1930-х гг. в КБ был создан и перед самым началом Великой Отечественной войны запущен в серию скоростной, высотный, дальний бомбардировщик ТБ-7 (АНТ-42).
В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Омске коллектив КБ создает один из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны Ту-2. Создание в 1950-х гг. семейства тяжелых реактивных бомбардировщиков и ракетоносцев Ту-16 и Ту-95, во многом определило паритет СССР в «холодной войне» с США. На базе работ по боевым и реактивным машинам КБ создало среднемагистральный реактивный пассажирский самолет Ту-104, открывший эру эксплуатации реактивной авиационной пассажирской техники.
Дальнейшими разработками КБ в области пассажирской авиатехники явились: дальнемагистральный межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114; ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-124, первый в мире в своем классе, оснащенный ТРДД; ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-134 — самый массовый советский пассажирский самолет; первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144; среднемагистральный пассажирский самолет Ту-154 — один из основных самолетов отечественной гражданской авиации конца 20 века.
В начале 1960-х гг. сотрудники КБ создали и передали на оснащение ВВС дальний сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец Ту-22 и сверхзвуковой барражирующий истребитель-перехватчик Ту-128. За десятки лет существования в стенах КБ Туполева было разработано более 300 проектов летательных аппаратов, из них около 40 строились в серийном производстве. Всего было выпущено более 18 тысяч самолетов. После смерти Туполева генеральным конструктором КБ в 1973 был назначен его сын А.А. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Алексей Андреевич). В состав ОАО «Туполев» входят КБ, испытательная база, серийный авиастроительный завод «Авиастар» в Ульяновске.
Энциклопедический словарь. 2009.