- Блонский Павел Петрович
- Бло́нский Павел Петрович(1884—1941), педагог, психолог, историк философии. Создатель (1919) и профессор (до 1931) Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, предложил генетическую теорию памяти.* * *БЛОНСКИЙ Павел ПетровичБЛО́НСКИЙ Павел Петрович (14 мая 1884, Киев — 15 февраля 1941, Москва), русский философ и психолог.
Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Углубленно занимался античной философией и прежде всего платонизмом (см. ПЛАТОНИЗМ). Был учеником Г. И. Челпанова (см. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович). Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина (см. ПЛОТИН). В Киеве публикует историко-философские исследования: «Проблема реальности у Беркли», «Этическая проблема у Эд. Гартмана» и др. В 1913 Блонский избран приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий (работы о Декарте (см. ДЕКАРТ Рене), Спинозе (см. СПИНОЗА Бенедикт), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и др. новоевропейских мыслителях) Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в Университете Шанявского (см. ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ). Одно время был близок к эсерам, в дальнейшем (после Февральской революции 1917) сближается с большевиками. В своих статьях этого периода рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма («Почему все трудящиеся должны стать социалистами», «Школа и общественный строй»). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму) Блонский оставался блестящим историком философии («Кн. С. Н. Трубецкой и философия» // Мысль и слово. М., 1917. Вып.1.). С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930—1941 работает в Институте психологии, разрабатывает теорию педологии (см. ПЕДОЛОГИЯ) (в частности, генетическую теорию памяти). Научные изыскания Блонского были прерваны после запрета в 1930-х гг. педологии.
Энциклопедический словарь. 2009.