СПИНОЗА Бенедикт

СПИНОЗА Бенедикт
СПИНОЗА Бенедикт
СПИНО́ЗА (Spinoza, d"Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632—77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение — атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи — ее модусы (единичные проявления). Человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).
* * *
СПИНО́ЗА (Spinoza, d"Espinosa) Бенедикт (Барух) (24 ноября 1632, Амстердам —21 февраля 1677, Гаага), нидерландский философ-пантеист.
Жизнь и труды
Родился в семье состоятельного еврейского купца Михаэля д"Эспинозы, бежавшего из Португалии от преследований инквизиции. Учился в еврейской школе, где изучал древнееврейский язык, Ветхий завет (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), Талмуд (см. ТАЛМУД (иудаизм)), их комментаторов и средневековых еврейских философов (Ибн Эзру (см. ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр), Маймонида (см. МАЙМОНИД Моисей) и др.). Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста (см. АКОСТА Уриель). На юного Баруха руководители еврейской общины возлагали большие надежды, видя в нем будущего раввина и еврейского богослова. Спиноза посещал школу Франциска ван ден Эндена, где изучал античную литературу и философию, латинский язык, естествознание и познакомился с трудами современных философов, став приверженцем Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) и картезианской (см. КАРТЕЗИАНСТВО) философии. Французский философ привлекал его своим свободомыслием и требованием сомневаться во всем общепринятом, проверять и обосновывать все собственным умом.
В 1654 после смерти отца некоторое время Спиноза продолжал его дело, но, выбрав своей стезей философию, отошел от коммерции и отказался от своей доли в наследстве.
Найдя противоречия между Ветхим Заветом и еврейским богословием, Спиноза выразил сомнения в догматах о сотворении мира, о душе и загробной жизни, о боговдохновенности Священного Писания. Ортодоксально настроенные руководители общины потребовали от Спинозы отречения от «еретического» образа мысли, но, столкнувшись с его непоколебимостью, попытались его подкупить, посулив в случае согласия и сохранения приверженности обрядам иудаизма крупную ежегодную пенсию. Но Спиноза оставался непреклонен, за что подвергся физическому нападению. В 1656 он был отлучен от иудаизма и изгнан из еврейской общины и из Амстердама.
Переселившись в сельскую местность, продолжал заниматься философией. Овладел ремеслом шлифовки оптического стекла (линз), чтобы зарабатывать им на жизнь, и одновременно преподавал в узком кругу единомышленников картезианскую философию. Для них Спиноза составил первое свое произведение «О боге, человеке и его разуме» (1658—60). За ним закрепилась слава вольнодумца и атеиста, он заслужил неприязнь и враждебность и со стороны протестантской голландской церкви. Долгое время скитался по Нидерландам, переезжая с места на место, пока не осел в Гааге.
В 1663 было издано единственное сочинение, опубликованное под именем Спинозы, «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», которое представляло собой изложение принципов картезианской философии.
В 1670 в Гааге вышел в свет «Богословско-политический трактат», опубликованный анонимно и с обозначением ложного места издания. Это произведение, написанное по предложению покровительствовавшего Спинозе правителя Нидерландов Яна де Витта, было направлено против иудаистских и кальвинистских клерикалов. В своем трактате Спиноза отстаивал свободу слова и мышления, утверждал независимости философии от религии. Этот труд положил начало научному изучению Библии. Предприняв скрупулезный анализ ее текста, он, в частности, подверг систематической критике догмат о боговдохновенности Священного Писания. В этом труде Спиноза выступил решительным сторонником республиканского строя. Анонимность была раскрыта, Спиноза подвергся травле; в 1674 (после убийства покровителя Спинозы Де Витта в 1672) трактат был отнесен властями к числу запрещенных книг, как содержащий «много нечестивых, кощунственных и безбожных учений».
Основным философским произведением Спинозы является «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Этот труд был закончен в 1675 (опубликован посмертно).
В последние годы жизни Спиноза трудился над «Политическим трактатом», который был задуман им как продолжение «Этики», однако труд не был завершен. Умер от туберкулеза.
Основные принципы философии Спинозы
Источниками учения мыслителя наряду с рационалистической философией Декарта и средневековой еврейской философией были пантеистическая доктрина Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано), а также философские учения Фрэнсиса Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) и Томаса Гоббса (см. ГОББС).
Считая вслед за Гоббсом и другими философами этой эпохи геометрию наиболее совершенной наукой, Спиноза придал своему главному произведению – «Этике» – форму геометрического трактата, построив его как систему определений, аксиом, теорем и лемм (см. ЛЕММА) (с доказательствами), короллариев (выводов) и схолий (примечаний).
В основе онтологии Спинозы лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции (см. СУБСТАНЦИЯ) или ее модусами. (см. МОДУС) Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств (атрибутов), составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление. Движение рассматривалось как один из модусов вещей.
Спиноза выступил последовательным и радикальным противником телеологии и сторонником детерминизма, который понимал механистически и фаталистически: случайность понималась им как субъективная категория. Весь мир представал в философии Спинозы системой строгой и жесткой детерминации.
В области познания философ занял позицию последовательного рационализма, о чем свидетельствует его классификация познавательных способностей. К первому роду познания он отнес, с одной стороны, «познание через беспорядочный опыт», опирающееся на чувства, с другой стороны, познание посредством оперирования аналогиями. Этот род познания Спиноза называет «мнением или воображением». Его результатом являются неадекватные, то есть искаженные и смутные идеи; он является единственной причиной ложных знаний. Рассудок, порождающий общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей, представляет собой второй род познания. Третий род — интуиция, которая нацелена на адекватное познание сущности вещей. Рассудок и интуиция дают адекватное, истинное знание. В качестве критериев истины служили необходимость, ясность и отчетливость.
Рассматривая тело человека как модус протяженности, а его душу — как модус мышления, то есть подчиненными необходимости, Спиноза отрицал свободу воли. В аффектах (страстях) проявляется порабощенность человека, его рабство. Вместе с тем Спиноза обосновывал идею о совместимости необходимости и свободы, которая достигается благодаря познанию, которое является сильнейшим из человеческих влечений и проясняет аффекты. Свобода, по Спинозе, противостоит не необходимости, а принуждению и насилию. Положение о свободной необходимости является краеугольным камнем этики Спинозы. Философ-мудрец, познавая необходимость и испытывая «интеллектуальную любовь к богу», становится свободным.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "СПИНОЗА Бенедикт" в других словарях:

  • Спиноза, Бенедикт — Бенедикт Спиноза ברוך שפינוזה, Benedictus de Spinoza Имя при рождении: Барух …   Википедия

  • Спиноза, Бенедикт — Бенедикт Спиноза. СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически (смотри Пантеизм)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СПИНОЗА Бенедикт — (Spinoza, Benedictus) БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632 1677), или Барух д Эспиноза, великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов 17 в. Родился в Амстердаме 24 ноября 1632. Родители Спинозы были еврейскими эмигрантами, переселившимися из… …   Энциклопедия Кольера

  • Спиноза Бенедикт (Барух) — (1632–1677) нидерландский философ. Согласно С. человек целостное, природное существо, у к рого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе). По его… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Спиноза Бенедикт — Спиноза (Spinoza, d Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам, ‒ 21.2.1677, Гаага), нидерландский философ материалист, пантеист и атеист. Родился в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, С …   Большая советская энциклопедия

  • СПИНОЗА Бенедикт — СПИНОЗА (Spinoza d Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632 77), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, единая,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Спиноза Бенедикт — Жизнь и сочинения Спинозы     Бенедикт Спиноза (Барух д Эспиноза) родился в Амстердаме в 1632 г. (в том же году родился и Локк) в состоятельной семье испанских евреев (вынужденных скрываться от преследований инквизиции и принять христианство,… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Спиноза Бенедикт — (1632 1677) один из самых значительных философов XVII в. Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь, спасаясь от испанской инквизиции. Воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в еврейском религиозном училище. Но… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Спиноза Бенедикт (Бapyx) / Spinoza, Benedict (Baruch) — (1632 1677). Спиноза нидерландский философ, пантеист. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об… …   Психологическая энциклопедия

  • СПИНОЗА Бенедикт (Барух) — (24.11.1632, Амстердам, 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654). его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины, в частности с… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»