СОЛИМЕНА Франческо это:

СОЛИМЕНА Франческо
СОЛИМЕНА Франческо
СОЛИМЕ́НА (Solimena) Франческо (1657, Неаполь — 1747, там же), прозванный «Аббат Чиччо», итальянский живописец позднего барокко (см. БАРОККО).
На его формирование оказали влияние росписи и картины Луки Джордано (см. ДЖОРДАНО Лука) в церквях Неаполя. Подражание караваджистским (см. КАРАВАДЖИЗМ) приемам Джордано проявилось в ранних работах художника — фресковых росписях в церкви Санта Мария донна Реджина и в церкви Джезу Нуово. Однако в изображении Солименой переживаний героев ощутима более глубокая эмоциональная трактовка, чем у Джордано, склонного к более поверхностному толкованию религиозных сюжетов.
Первой крупной работой художника явились росписи в Сан Паоло Маджоре в Неаполе, где им были написаны сцены «Падение Симона Мага» и «Обращение Павла» (ок. 1690). Среди сложных многоэтажных архитектурных сооружений, уводящих взгляд смотрящего далеко ввысь, парят маленькие фигурки святых и ангелов. В отличие от Джордано Солимена будет часто вводить подобные иллюзорные перспективные постройки. Взметнувшиеся в бурном движении, фигуры рождают, однако, ощущение чувственного праздничного духа, предвосхищая дух изящных светских аллегорий рококо (см. РОКОКО).
Караваджистский прием драматической игры пятен света и тени придает эмоциональную напряженность композиции полотна «Мучение Св. Джустиниани» в алтаре церкви Сан Паоло Маджоре в Неаполе.
После посещения Солименой около 1700 Рима в его живописи усиливается рассудочность, классицистические черты под влиянием искусства К. Мараты (см. МАРАТТА Карло) и мастеров его круга. Солимена приобретает большую известность, исполняя заказы для дворов Франции, Испании, Австрии, Португалии. В Италии его приглашают для работы в Турин, Геную, но он остается верным Неаполю, где продолжает работать, выполняя, однако, и другие важные заказы. В этом ему помогают ученики, воспитанные в созданной художников «Академии» (Accademia Solimenesca), такие как С. Конка, К. Джакунито, Ф. де Мура, Дж. Бонито и др. Этапными работами в Неаполе стали росписи плафона церкви Сан Доменико Маджоре и Джезу Нуово (эскиз хранится в Лувре), в которых сказались черты поздней манеры художника: более тяжелый колорит; усилившейся рационализм композиционного и живописного решения, несмотря на бравурный мазок; некоторая застылость поз, жестов в изображении маленьких фигур святых, парящих среди мощных архитектурных сооружений. В подобной манере, по-видимому, были исполнены и росписи плафонов зала Сената в Генуе (1715—17, погибли), к которым сохранились два эскиза — «Мучение Св. Джустиниани» (Национальные галереи Каподимонте), «Прибытие праха Иоанна Крестителя» (Генуя, собрание Де Феррари). И наряду с этими декоративными работами, в которых сказалось усиление классицистических черт, художник создает ряд станковых полотен («Похищение Орейтии», Рим, Галерея Спада; «Ревекка и Элиазар», Вена, Академия художеств), в которых с рокайльным изяществом, а не барочно-классицистической патетикой переданы мифологические сцены.
Солимена играл видную роль в Академии художеств Неаполя. По его инициативе в 1704 в Болонье (в 1733 — в Неаполе) был издан «Словарь итальянских живописцев» П. А. Орланди, а в 1742 — труд Б. Де Доменичи «История неаполитанской живописи».
Высоко ценились современниками портреты кисти Солимены. В его полотнах «Мужской портрет» (Венеция, собр. Сонино), «Мужской портрет» (Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) подчеркнут аристократизм портретируемых. Портреты барочны по своему образному строю, о чем свидетельствуют величавость поз, элегантность пышных одежд, изображение моделей на фоне торжественных занавесов в кабинетах с книгами и пером, сквозь окна которых виден родовой замок. Светской утонченностью наделены портретные образы в полотне «Граф Альтан преклоняет колени перед австрийским императором Карлом VI» (Вена, Художественно-исторический музей), что, однако, не умаляет их внутренней холодности. Среди этих работ выделяется «Автопортрет» Солимены (Неаполь, Национальный музей Сан Мартино), в котором художник стремится подчеркнуть интеллектуальный характер творчества живописца, особенности его ремесла, изобразив себя в мастерской за мольбертом, рядом с созданными им стоящими на стайках холстами. Как всегда это рассказ о жизни, творчестве, судьбе художника.
Творчество Солимены оказало большое влияние на его учеников, работавших в первой половине 18 в. в Риме, его живопись изучали С. Риччи (см. РИЧЧИ Себастьяно), О. Фрагонар (см. ФРАГОНАР Оноре) и др. известные мастера, многие из которых исполняли гравюры с его произведений.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "СОЛИМЕНА Франческо" в других словарях:

  • Солимена, Франческо — Солимена Франческо Ф.Солимена Автопортрет …   Википедия

  • Солимена — Франческо (Solimena, Francesco), прозв. Аббат Чиччо ( Abbate Ciccio ) 1657, Канале ди Серино, Авеллино, 1747, Барра ди Наполи. Итальянский живописец неаполитанской школы. Один из крупнейших мастеров позднего барокко. Учился у отца Анджело… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • СОЛИМЕНА (Solimena) Франческо — (1657 1747) итальянский живописец позднего барокко. Жил и работал в Неаполе. Росписи церквей Неаполя (Сан Паоло Маджоре, Джезу Нуово, Сан Доменико Маджоре) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Солимена — (Франческо Solimena, прозванный Аббате Чиччо, 1657 1747) итальянский живописец. Его отец, Анджело С., был недурной живописец, но всячески старался противодействовать его художественным наклонностям, и только благодаря настояниям кардинала Орсини …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мура, Франческо де — Франческо де Мура. Аллегория. Лувр Мура, Франческо де (Francesco de Mura) (21 апреля 1696, Неаполь – 19 августа 1782, там же) – итал …   Википедия

  • Список художников —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Фердинанди — Франческо (Ferdinandi, Francesco), прозв. Империали (Imperiali) 1679, Милан 1740, Рим. Итальянский живописец, мастер переходной эпохи от барокко к неоклассицизму. Входил в круг мастеров, относимых к т. н. протонеоклассицизму. С 1705 жил в Риме.… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Конча, Себастьяно — Себастьяно Конча итал. Sebastiano Conca Дата рождения: 8 января 1680(1680 01 08) Мес …   Википедия

  • Джаквинто, Коррадо — Коррадо Джаквинто итал. Corrado Giaquinto Дата рождения: 18 февраля 1703(1703 02 18) …   Википедия

  • Бонито, Джузеппе — Джузеппе Бонито итал. Giuseppe Bonito Дата рождения: 1 ноября 1707(1707 11 01) Место …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «СОЛИМЕНА Франческо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»