СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход) это:

СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)
СЛАВЯ́НСКАЯ МИФОЛО́ГИЯ, наиболее древняя мифология и религия Евразии, сложившаяся еще во времена среднего палеолита. Первоначально представляла собой монотеизм (веру в одного бога), но со временем перешла в политеизм (веру во многих богов). Наиболее древней богиней была Магиня (современное название Макошь (см. МАКОШЬ (альтернативный подход))), которая ведала всеми функциями. Постепенно она часть функций передавала своим жрецам и жрицам, из которых со временем путем их обожествления возникали новые боги. Сначала появились бог Род (см. РОД (альтернативный подход)) и богиня Мара (см. МАРА (альтернативный подход)), позже — Сварог (см. СВАРОГ), Перун (см. ПЕРУН (альтернативный подход)), Велес (см. ВЕЛЕС (альтернативный подход)), Жива (см. ЖИВА (альтернативный подход)), Яр (Ярило (см. ЯРИЛО)) и прочие боги.
Согласно славянской мифологии мир состоит из трех частей — верхнего мира, или Прави, среднего мира, или Яви, и нижнего мира, или Нави. Отсюда — многие мифологические существа, вхожие в три мира, могут иметь либо три головы, либо крылья, лапы и хвост одновременно (например, Змей-Горыныч). Особо оберегается подземный мир, куда доступ живым людям категорически запрещен. Мир Нави начинается уже с дремучего леса, в сторону которого повернут «домик мертвых» — избушка на курьих ножках, жилище бабы Яги (см. БАБА-ЯГА). Сама баба Яга с полусгнившей ногой, то есть полутруп, является стражем царства мертвых и не пропускает туда живых людей («русский дух»).
Во времена палеолита, когда главным средством добычи пищи была охота на животных, боги имели зооморфный облик, то есть выглядели как животные. Однако тогда же имелись и антропоморфные изображения; каждое изображение называлось ЛИК (в виде необработанного камня, скульптурное, гравированное или рисованное). Кроме того, во время театрализованных ритуалов явления бога (мистерий) жрец, изображавший соответствующего бога, надевал специальную маску (непохожую ни на антропоморфный, ни на зооморфный лик), отчего сами жрецы в надписях именовались МАСКИ (см. МАСКА (в славянской мифологии, альтернативный подход)). Тем самым славянский языческий бог воплощался в священный камень, лик и маску. В мезолите лики богов стали миксоморфными, то есть смешанными либо в пространстве (у русалок верх человеческий, низ рыбий), либо во времени (царевна-лебедь то женщина, то птица). В неолите боги становятся антропоморфными, но традиция помнит и их зооморфный облик.
Отправление славянского религиозного культа совершалось в храмах (см. ХРАМ (языческий)). В христианское время храмы стал называть капищами, а лики — идолами, чтобы противопоставить христианским храмам и ликам, но на всех древних надписях языческие храмы именуются именно храмами.
Помимо богов славянская мифология знает множество различных духов, населяющих реки (водяной, русалки), болота (болотница), лес (леший), поле (полевик), двор (дворовой), дом (домовой) и прочие места обитания. Как и славянские боги, духи амбивалентны, то есть являются по отношению к людям и добрыми, и злыми одновременно (в христианстве бог только добр, а нечистая сила только зла). Поэтому деление на богов и духов достаточно условно.
Славянская мифология по сравнению с другими изучена наименее полно. Это объясняется тем, что на Руси, начиная с 14 века, почтительное отношение христианства к славянскому язычеству как родоначальнику христианской веры сменяется на негативное, и само язычество равно, как и предметы его культа, подвергаются запрещению и уничтожению как проявления нечистой силы. Патриарх Никон (см. НИКОН (патриарх)) категорически запретил языческое богослужение и повелел снести все языческие храмы.
Интерес к славянской мифологии возникает в России только в 18 веке и то в кругах широкой общественности (профессиональные ученые обращаются к ней только век спустя). Первые трактовки славянской мифологии достаточно наивны; так, в 19 веке полагали, что язычники поклоняются Солнцу, Луне, рекам, камням, то есть просто обожествляют природу («естественная религия»). В наши дни выясняется, что многие природные объекты являлись лишь посредниками при обращении к языческим божествам, но не самостоятельными богами. Иерархия богов выявляется только в наши дни.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)" в других словарях:

  • МАСКА (в славянской мифологии, альтернативный подход) — МАСКА (от рус. мазать), в славянской мифологии (см. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)) первоначально все, что наносилось на лицо (первоначально маски из растений для ухода за кожей лица или разрисованные маски богов). Позже «маской»… …   Энциклопедический словарь

  • СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ — СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ, камни, обладающие тонкой энергией, не менее чем от живого человека. В славянской мифологии (см. СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход)) они посвящались конкретным богам. Камни могли представлять бога сами по себе, находясь… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»