САНСУЙГА это:

САНСУЙГА
САНСУЙГА
САНСУ́ЙГА (япон. картины гор и вод), пейзажная живопись, один из трех главнейших жанров живописи Дальнего Востока (Китай, Корея и Япония), наряду с «дзимбуцуга» (портретная и жанровая живопись) и «катега» (картины цветов и птиц). К 5 веку художники-теоретики Китая сформулировали основные задачи пейзажной живописи. Пейзаж мыслился как выражение философских принципов, одновременно интерпретируя красоту окружающей природы. Однако только художники эпохи династии Сун (см. СУН (династия)) воплотили эти задачи в своих работах. Были установлены основные типы композиции и разработаны приемы изображения камней и скал, деревьев и горных вершин. Художественные решения знаменитых живописцев 10—13 вв. легли в основу т. н. «южной школы» китайских интеллектуалов (япон. «нанга»), возникшей во времена китайской династии Мин (см. МИН (династия)).
Пейзажи «сансуйга», несущие, как и в Китае, философский смысл, японские художники стали рисовать, только начиная с 15 в. Вместе с дзэн (см. ДЗЭН)-буддизмом в Японию попала китайская культура династий Сун и Юань (см. ЮАНЬ (династия)), в том числе и так ценимая дзэнскими монахами китайская монохромная живопись тушью. Первые художники-пейзажисты, такие как Сюбун (см. СЮБУН) из монастыря Секокудзи, использовали мотивы, заимствованные у китайских художников-монахов и художников придворной академии живописи, изображая идеализированные лирические пейзажи. Последователь Сюбуна и его ученик Сэссю (см. СЭССЮ) перешел к более драматичному стилю в пейзажной живописи. Потребность 16 века в настенной живописи большего размера привела к уникальной для Японии трансформации пейзажной живописи. Художники расписывали стены и ширмы в замках и монастырях, основав первые в Японии профессиональные школы живописи.
Явным достижением на этом поприще стало творчество Кано Мотонобу. В 18 веке традиции китайской «южной школы» были возрождены в пейзажной живописи художниками школы «нанга» — Икэ но Тайга и Еса Бусоном. Одновременно с этим интерес к писанию с натуры у таких японских художников, как Тани Бунте, Маруяма Оке и Хокусай (см. ХОКУСАЙ Кацусика), позволил им уйти от концептуального пейзажа сансуйга к реалистическому изображению сценических видов, которые получили название «фукэйга».

Энциклопедический словарь. 2009.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»