ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение) это:

ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)
ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума (см. РАЗУМ) и науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм (см. УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА) просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк (см. ЛОКК Джон), Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд (см. ТОЛАНД Джон), А. Э. Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер); во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Ш. Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Ж. Ж. Руссо (см. РУССО Жан Жак), Д. Дидро (см. ДИДРО Дени), К. А. Гельвеций (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан), П. А. Гольбах (см. ГОЛЬБАХ); в Германии — Г. Э. Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), И. Г. Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид), Ф. Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг); в США — Т. Джефферсон (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас), Б. Франклин (см. ФРАНКЛИН Бенджамин), Т. Пейн (см. ПЕЙН Томас); в России — Н. И. Новиков (см. НОВИКОВ Николай Иванович), А. Н. Радищев (см. РАДИЩЕВ Александр Николаевич)). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19—20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию (см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ) человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
* * *
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17—18 вв., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса (см. ПРОГРЕСС (направление развития)) и разоблачение соответствующих предрассудков (см. ПРЕДРАССУДОК) и суеверий (см. СУЕВЕРИЕ). Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей — просвещенных граждан.
Основные идеи и принципы Просвещения
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность (см. НРАВСТВЕННОСТЬ), естественную религию (см. РЕЛИГИЯ) и естественное право (см. ПРАВО (система норм)). Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри (см. АТЕИЗМ), Гольбаха (см. ГОЛЬБАХ), Гельвеция (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан) и Дидро (см. ДИДРО Дени), рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера (см. ДЕИЗМ), умеренный деизм Д"Аламбера (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), благочестивый деизм Кондильяка (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де), эмоциональный «деизм сердца» Руссо (см. РУССО Жан Жак). Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви (см. ЦЕРКОВЬ). При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь (см. МАСОНСТВО) с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм (см. СЕНСУАЛИЗМ) мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистический (см. СПИРИТУАЛИЗМ) вариант (Кондильяк (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де)). Онтология (см. ОНТОЛОГИЯ) интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в «Системе природы» Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго (см. ТЮРГО Анн Робер Жак), Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола)). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи)), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.
Просвещение во Франции
Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания «Энциклопедии» (1751—1780), возглавленное Дидро и Д"Аламбером. «Энциклопедия (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды (см. ПРОПАГАНДА) науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики (см. ЭСТЕТИКА), воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
Английское и немецкое Просвещение
Английское Просвещение сосредоточено на проболемах утилитарной (см. ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ) морали (Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон (см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис), Гартли (см. ГАРТЛИ Дэвид), Мандевиль (см. МАНДЕВИЛЬ Бернард)) и сенсуалистической эстетики (см. ЭСТЕТИКА) (Хом, Берк (см. БЕРК Эдмунд), Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон (см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис)). В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд (см. ТОЛАНД Джон), С. Кларк (см. КЛАРК Самюэль), А. Коллинз (см. КОЛЛИНЗ Антони)).
Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф (см. ПУФЕНДОРФ Самуэль), Томазий (см. ТОМАЗИЙ Кристиан), Вольф (см. ВОЛЬФ Христиан), Крузиус, Тетенс (см. ТЕТЕНС Иоганн Николас)). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме (см. ПАНТЕИЗМ), соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон (см. МЕНДЕЛЬСОН Мозес), Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид)). Баумгартен (см. БАУМГАРТЕН Александр Готлиб) и Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим) вносят заметный вклад в эстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма (см. ИСТОРИЗМ) — создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.
Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря и Натиск (см. БУРЯ И НАТИСК)» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), антипросвещенческие выпады Гамана (см. ГАМАН Иоганн Георг) и Ф. Якоби (см. ЯКОБИ Фридрих Генрих), визионерская мистика Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль).
Идейное наследие Просвещения
Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780—1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции (см. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ) на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоского рационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс), Рассела (см. РАССЕЛ Бертран), Витгенштейна (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)" в других словарях:

  • Просвещение (эпоха) — Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в Англии,… …   Большая советская энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… …   Современная энциклопедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка , соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Просвещение — идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (в Западной Европе особенно во Франции, также в Германии и Англии). Крупнейшие представители эпохи Просвещения: Дж. Локк в… …   Исторический словарь

  • Просвещение — ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании “естественного порядка”, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Просвещение (распространение знаний) — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение. Просвещение  передача знаний, распространение знаний и культуры [1]. Так же под просвещением понимается идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в… …   Википедия

  • ПРОСВЕЩЕНИЕ — ПРОСВЕЩЕНИЕ. 1. Распространение знаний, образования. 2. Система образовательных учреждений в стране. 3. Идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму в Европе в XVIII в. («век Просвещения»). Идеи представителей П. (Вольтера, Ш.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Просвещение — I Просвещение         идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П. распространилось в 18 в., а частично, например в …   Большая советская энциклопедия

  • Просвещение — я; ср. 1. к Просветить (2.П) просвещать; распространение знаний, образования, культуры. Политическое п. масс. Состояние просвещения в нашей стране. Забота о просвещении народа. Увеличить расходы на культурное п. // Система воспитательно… …   Энциклопедический словарь

  • Просвещение — У этого термина существуют и другие значения, см. Просвещение (значения). Просвещение передача, распространение знаний и культуры[1], а также и система воспитательно образовательных мероприятий и учреждений в каком либо государстве[2]. В царской… …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»