Берлиоз Гектор это:

Берлиоз Гектор
Берлио́з Гектор
(Berlioz) (1803—1869), французский композитор, дирижёр. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Р. Вагнером создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижёр оркестра» (1856), «Мемуары» (т. 1—2, 1860).
* * *
БЕРЛИОЗ Гектор
БЕРЛИО́З (Berlioz) Гектор (11 декабря 1803, Ля-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля — 8 марта 1869, Париж), французский композитор, дирижер. Член Института Франции (1856). Создатель романтической программной (см. ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА)симфонии. Новатор в области музыкальной формы (см. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА), гармонии, инструментовки (см. ИНСТРУМЕНТОВКА). Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония» (1830), «Траурно-триумфальная симфония» (1840), опера-дилогия «Троянцы» (1859), Реквием (1837) и др. Наряду с Р. Вагнером (см. ВАГНЕР Рихард) создатель новой школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» (1856). «Мемуары» (т. 1—2, 1860).
Вопреки желанию отца
Родился в семье врача. В детстве учился играть на флейте и гитаре (но не на фортепиано), по учебникам занимался гармонией (см. ГАРМОНИЯ (в музыке)) , сочинял романсы и небольшие камерно-ансамблевые пьесы, однако систематического начального музыкального образования не получил. В 1821 по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил ее, решив всецело посвятить себя музыке.
В 1826—1830 Берлиоз учился в Парижской консерватории у Ж-Ф. Лесюэра (см. ЛЕСЮЭР Жан Франсуа) . В 1830, с четвертой попытки, получил Римскую премию — самую почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату «Смерть Сарданапала»). Многое в творчестве и судьбе Берлиоза определила любовь к Шекспиру и актрисе, исполнительнице шекспировских ролей Гарриет Смитсон (Smithson), на которой он, после долгого и мучительного периода неопределенности в отношениях, женился в 1833 (этот брак продлился до 1842).
Другими источниками влияний были оперы К. В. Глюка (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд), симфонии Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), «Фауст» И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), творения британских писателей-романтиков Т. Мура (см. МУР Томас), В. Скотта (см. СКОТТ Вальтер)и Дж. Г. Байрона (см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон). Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — «Фантастическую симфонию» (1830). Как и в последующих чисто инструментальных опусах Берлиоза, в симфонии реализуется внемузыкальный программный замысел, что отражено в ее подзаголовке: «Эпизоды из жизни артиста». Во всех пяти частях симфонии присутствует мотив (сам Берлиоз называл его «навязчивой идеей»), символизирующий возлюбленного героя; по ходу развития программного сценария этот мотив утрачивает свой идеальный облик, перерождаясь под конец в трагически-гротескную карикатуру.
Шипы и розы
Пятнадцать месяцев, проведенных Берлиозом в Италии (1831—1832), обогатили его бесценными новыми впечатлениями. Но его творчество этого периода ограничивается малоудачной попыткой продолжить «сюжет» «Фантастической» в вокальной симфонии «Возвращение к жизни» (в 1855 она была переименована в «Лелио»), а также двумя увертюрами — «Король Лир» и «Роб Рой». Зато первое десятилетие по возвращении в Париж стало самым продуктивным в его биографии. Именно тогда были созданы программная симфония по Байрону «Гарольд в Италии» (с солирующим альтом, 1834), опера «Бенвенуто Челлини» (1838), Реквием («Большая месса по умершим», 1837), драматическая симфония «Ромео и Джульетта» для солистов, хора и оркестра (слова Э. Дешана по Шекспиру, 1839), «Траурно-триумфальная симфония» для духового оркестра (с хором и струнными по желанию, 1840), вокально-симфонический цикл «Летние ночи» (слова Т. Готье, 1841). Однако музыка Берлиоза оказалась несозвучна вкусам современной ему французской публики. Ее находили странной, «неправильной», нарушающей нормы хорошего вкуса; премьера «Бенвенуто Челлини» в 1838 завершилась оглушительным провалом. Чтобы обеспечить себе средства к жизни, Берлиоз был вынужден заняться журналистикой; с 1834 он писал главным образом для Gazette musicale и Journal des debats.
Запоздалое признание
Вскоре полоса парижских неудач сменилась периодом успехов за границей. В 1842—1863 Берлиоз много гастролировал в Германии, Австрии, Англии, России и других странах как дирижер — исполнитель собственных сочинений. Повсюду его принимали как одного из лидеров «прогрессивного» направления современной музыки. Он завязал дружеские отношения с Листом (см. ЛИСТ Ференц)и Вагнером (см. ВАГНЕР Рихард). В 1847 и 1867—68 Берлиоз совершил две длительные поездки в Россию, во время которых дирижировал своими произведениями в Москве и Петербурге и встречался со многими русскими музыкантами. Выступления Берлиоза произвели огромное впечатление на русскую публику; музыкально-эстетические взгляды В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич)и творческие принципы «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА) складывались под сильным влиянием его творчества. К этому периоду относятся драматическая легенда «Осуждение Фауста» для солистов, хора и оркестра (по Гете, 1846), Te Deum для солистов, трех хоров, оркестра и органа (1849), оратория «Детство Христа» (1854), оперная дилогия «Троянцы» («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1858, 2-я часть поставлена в 1863, обе части — в 1890), а также основные литературные труды, в том числе знаменитые «Мемуары» (опубликованы посмертно, 1870). Запоздалое признание пришло к Берлиозу и на родине; в 1856 он стал членом Института Франции. Последние годы жизни композитора не были счастливыми; к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской музыки. После оперы «Беатриче и Бенедикт» (по комедии Шекспира «Много шуму из ничего», 1862) Берлиоз ничего не написал.
Больше чем художник-романтик
Идеалист с богатым и прихотливым воображением, склонный к резким эмоциональным перепадам и спасающийся от разочарований с помощью иронии, Берлиоз олицетворял собой тип художника-романтика. Как и для других романтических натур, рамки «чистой», абсолютной музыки были для него тесны; поэтому он обращался к помощи театра, литературы, поэзии, религиозной символики. В его творчестве богато представлены смешанные жанры: программная симфония-концерт («Гарольд в Италии»), симфония-оратория с элементами симфонической поэмы («Ромео и Джульетта»), философская оратория-опера («Осуждение Фауста»), театрализованные формы церковной музыки (Requiem, Te Deum). Для стиля Берлиоза особенно характерны мелодии широкого дыхания, часто наделенные ораторским пафосом, иногда слегка «хроматизированные (см. ХРОМАТИЗМ)», складывающиеся из фраз неравной длительности и сопровождаемые выразительными, хотя и не слишком смелыми гармониями. Доминирует свободный (не имитационный (см. ИМИТАЦИЯ)) контрапункт (см. КОНТРАПУНКТ). Берлиоз преобразовал искусство оркестрового письма: первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных и т. п. Свой опыт в этой области он обобщил в «Большом трактате о современной инструментовке» (1844), который до сих пор служит незаменимым пособием. Впрочем, в некоторых других важных отношениях композиторская техника Берлиоза — так же, как и техника любимого им Глюка (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд) — была ограничена. Развитие его тем нередко сводится к их многократному простому или видоизмененному повторению. Его формам присуща известная рыхлость, проистекающая от изобилия связующих эпизодов, не наполненных тематическим содержанием. Его монументальные концепции часто бывают «вылеплены» из довольно скромного по качеству, почти банального мелодического материала (имея в виду эту особенность музыки Берлиоза, Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих) назвал его «воробьем величиной с орла»). Как бы то ни было, пользуясь имевшимися в его распоряжении средствами, Берлиоз сумел создать неповторимый художественный мир, в котором сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор и возвышенная лирика.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Берлиоз Гектор" в других словарях:

  • БЕРЛИОЗ Гектор — ГЕКТОР БЕРЛИОЗ (Berlioz, Hector) (1803 1869), французский композитор романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик. Жизнь. Человек, которому, по выражению Вагнера, было суждено стать… …   Энциклопедия Кольера

  • Берлиоз, Гектор — Гектор Берлиоз. БЕРЛИОЗ (Berlioz) Гектор (1803 1869), французский композитор, дирижер. Художник романтик, создавший первую программную Фантастическую симфонию (1830). Новаторски преобразовывал традиционные музыкальные жанры, синтезируя элементы… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Берлиоз, Гектор — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Берлиоз Гектор — Портрет Гектора Берлиоза, написанный Жаном Гюставом Курбе (1850) Гектор Луи Берлиоз (фр. Hector Berlioz) (11 декабря 1803  8 марта 1869)  французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Содержание 1 Биог …   Википедия

  • Берлиоз Гектор — (Экгор) (1803 69) франц. композитор, дирижер, муз. писатель. Выдающийся представитель муз. романтизма, создатель программного симфонизма нового типа (см. Программная музыка). В 1831 Б. в Риме встретился с М. И. Глинкой, соч. к рого в исполнении… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Берлиоз, Гектор — (Berlioz, Hector, 1803 1869) французский композитор; шекспировское влияние особенно заметно в его Фантазии для хора с оркестром на тему Бури (1830, в 1832 вошла в Лелио ), концертной увертюре Король Лир (1831), драматической симфонии Ромео и… …   Шекспировская энциклопедия

  • Берлиоз Гектор Луи — Берлиоз (Berlioz) Гектор (Эктор) Луи (11.12.1803, Кот Сент Андре, Франция, ‒ 8.3.1869, Париж), французский композитор, дирижёр, музыкальный писатель. Член Института Франции (1856). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека.… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕРЛИОЗ Гектор Луи — ( 11 XII 1803, Ла Кот Сент Андре, деп. Изер 8 III 1869, Париж) Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии. Р. Шуман Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель… …   Музыкальный словарь

  • Гектор (значения) — Гектор: Гектор в древнегреческой мифологии храбрейший вождь троянского войска, сын Приама и Гекубы. Корабли британского военно морского флота HMS Hector. (624) Гектор астероид. имя, фамилия Гектор, Иоахим II бранденбургский курфюрст. Гектор… …   Википедия

  • Берлиоз — (Гектор Berlioz) замечательный французский композитор имузыкальный критик. род. в La Cote St. Andre 1 декабря 1803 г. Его отецбыл доктором и готовил сына к такому же поприщу, почему и отправил его вПариж. Немолодой человек, увлеченный… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Город без имени, Владимир Одоевский. Цель настоящего издания - познакомить юных читателей с художественным наследием выдающегося русского писателя пушкинской поры Владимира Федоровича Одоевского (1803-1891). Человек… Подробнее  Купить за 120 руб
  • Дыханье музыки, Янке В.. Из отзыва о книге Дины Кирнарской, доктора искусствоведения, доктора психологических наук, профессора, проректора по науке "Российской академии музыки имени Гнесиных", основателя и… Подробнее  Купить за 45 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»