Берлинские государственные музеи

Берлинские государственные музеи
Берли́нские госуда́рственные музе́и
один из крупнейших музейных комплексов в мире. Основан в 1830. Включает Национальную галерею, Картинную галерею, Переднеазиатский музей, Музей ислама, Египетский музей, Античное собрание, Новую национальную галерею, Этнографический музей и др.
* * *
БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
БЕРЛИ́НСКИЕ ГОСУДА́РСТВЕННЫЕ МУЗЕ́И (Staatliche Museen zu Berlin), одно из крупнейших музейных собраний в мире. Объединяет 23 государственных музея федерального значения, расположенных в Берлине (см. БЕРЛИН (город)) и его пригородах. Основаны в 1830. Значительная часть музеев располагается в знаменитом музейном комплексе Музеумсинзель (Museumsinsel, «Музейный остров»), расположенном в центре Берлина, на острове, образованном рукавами р. Шпре (см. ШПРЕ). Другая часть музеев расположена во дворцовом комплексе Шарлоттенбург (см. ШАРЛОТТЕНБУРГ), в музейных комплексах Далем и Культурфорум.
История музеев
Возникновение музеев относится к началу 19 в. Идеи Просвещения, а также превращение парижского Лувра (см. ЛУВР) в общедоступный музей, подтолкнули берлинцев создать собственный общедоступный музей. В 1819 комиссию по созданию первого Королевского музея Пруссии возглавил видный деятель немецкой науки Вильгельм Гумбольдт (см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм).
В 1824—1830 гг. было возведено первое здание музея, ныне известное как Старый Музей (Altes Museum, архитектор К. Ф. Шинкель (см. ШИНКЕЛЬ Карл Фридрих)). Старый музей стал вторым после мюнхенской Глиптотеки публичным музеем Германии. В 1843—1847 гг., там же, на Музейном острове, было построено здание Нового музея (архитектор Ф. А. Штюлер, открыт для публики с 1857). Музей окружала галерея с променадом, созданная по эскизам императора Фридриха Вильгельма IV (см. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ IV). Старая Национальная галерея (Alte Nationalgalerie, 1864—1874, архитектор И. Г. Штрак) открылась в 1876. В 1897—1904 гг. был построен музей кайзера Фридриха в стиле необарокко (архитектор Эберхард фон Ине), с 1956 известный как музей имени Вильгельма Боде (Bodemuseum). Последним зданием, построенном на острове, стал Пергамский музей (Пергамон-музей, Pergamonmuseum, 1909—1930, архитекторы А. Мессель, Л. Гофман), предназначенный для экспозиции знаменитого Пергамского алтаря (см. ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ). В конце 1920-х гг. Вильгельм фон Боде, генеральный директор Музейного острова, предложил основать второй музейный центр для неевропейских культур в Далеме. Однако музейный центр в Далеме (окраина Западного Берлина) был открыт лишь в 1950-х гг., когда здесь разместилась коллекция, находившаяся в Западной Германии.
Берлинские музеи располагаются также во дворцовом комплексе Шарлоттенбург, ранее здесь находилась летняя резиденция прусских королей. Новейшим музейным комплексом Берлина является Культурфорум (Культурный Форум, Kulturforum). В 1968 здесь открылась Новая Национальная галерея (Neue Nationalgalerie, архитектор Л. Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг)). В 1998 было открыто здание Картинной галереи (Gemaeldegalerie, архитекторы Х. Хильмер и К. Саатлер), до того она размещалась на Музейном острове.
История коллекции
Основу собрания Берлинских государственных музеев составила личная коллекция Прусского королевского дома. Бранденбургские курфюрсты, прусские короли и германские императоры не скупились на субсидирование археологических экспедиций и на покупку предметов искусства у различных коллекционеров. В 1815 в Париже для Германии было куплено собрание Джустиниани, собиравшего картины Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело) и его учеников. В 1821 в распоряжение Пруссии поступило собрание английского купца Эдварда Солли (3 тыс картин, в том числе 6 досок знаменитого Гентского алтаря братьев ван Эйк (см. ВАН ЭЙК)). В 1828 при кайзере Фридрихе Вильгельме III (см. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ III) было сформировано собрание Египетских древностей, в т. ч. папирусов. В 1830 по его приказу королевские собрания были переведены в здание Старого музея.
Первым консультантом и собирателем музейной королевской коллекции Берлина был археолог и профессор теории искусства Берлинской Академии Алоиз Хирт (1759—1837). В 1830—1868 гг. директором Старого музея был Густав Фридрих Вааген, который добился в 1842—1850 основания отдельного музея (Новый музей) для гипсовых копий античных и современных скульптур. Слепки подробно иллюстрировали процесс развития истории искусств. Расцвет жизни Музейного острова приходится на директорство Вильгельма фон Боде (1872—1929), который в 1905 стал его генеральным директором. В 1911 весь раздел гипсовых копий был исключен из фондов музея и в качестве учебных пособий передан университету. В новом музее кайзера Фридриха, Боде, в честь которого этот музей впоследствии был переименован, объединил живопись, скульптуру, художественные ремесла и архитектурные детали одной эпохи — эпохи 17 в. Огромную роль в приобретении шедевров древности для коллекции сыграли немецкие археологи Г. Шлиман (см. ШЛИМАН Генрих), В. Дерпфельд (см. ДЕРПФЕЛЬД Вильгельм), К. Хуман, производившие раскопки в Малой Азии и Египте.
Германские собрания значительно пострадали от двух мировых войн и фашистской идеологии. В 1938 коллекция новейшего искусства была разгромлена, 164 полотна были уничтожены. В 1939, когда национал-социалистическая Германия начала войну, Остров музеев закрылся для публики. В 1944—45 гг. большинство зданий на Музейном острове были разрушены бомбардировками, фонды музея складированы в бункере противовоздушной обороны в парке Фридрихсхайн (Берлин) и в шахтах центральной Германии. Таким образом, часть произведений из Государственных музеев, находившаяся в шахтах, перешла под американо-английско-французский контроль, а те предметы искусства, которые остались в бункерах Берлина, в мае 1945 перешли под советский контроль, а в 1945—1949 их большая часть была отправлена военной администрацией в Москву (см. МОСКВА (город)) и Ленинград (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ).
В 1957 западная часть коллекции была передана в Фонд Прусского культурного наследия Федеративной Республики Германия и разместилась в районе Далем Западного Берлина. В 1958 Советский Союз также вернул большую часть трофеев правительству ГДР. В 1963, когда были созданы Государственные Берлинские музеи, в их составе открылись для публики лишь 10 залов музея кайзера Фридриха, ставшего музеем Боде. В результате Второй мировой войны собрания Германии лишились 593 картин из фондов Картинной галереи, 852 полотен 19 в. из Национальной галереи. Среди утраченных вещей: работы Луки Синьорелли (см. СИНЬОРЕЛЛИ Лука), Караваджо, Рубенса, (см. РУБЕНС Питер Пауль) Ван Дейка (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Йорданса (см. ЙОРДАНС Якоб), Мурильо (см. МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан), Сурбарана (см. СУРБАРАН Франсиско), Лебрена (см. ЛЕБРЕН Шарль). В 1990 коллекция была объединена; под управление Берлинскими государственными музеями попали все здания на Музейном острове, в Далеме и в Культурфоруме.
Музейный остров
Значительная часть собрания Берлинских Государственных музеев расположена на Музейном острове (Музеумсинзель). В Старом музее (Altes Museum) в настоящее время экспонируется большая часть коллекции Античного собрания (Antikensammlung). Здесь представлены бронзовые и мраморные скульптуры; керамика; ювелирные украшения; мозаика; фрески и файюмские портреты (см. ФАЙЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ). С 2005 часть залов, предназначенных для временных выставок, занимает Египетский музей и собрание папирусов (Aegyptisches Museum und Papyrussammlung). В дальнейшем планируется переезд этого музея на свое исконное место в Новом музее (Neues Museum), восстановление которого планируется завершить в 2009. До 2005 Египетский музей был поделен на 2 части, часть находилась в музее Боде на Музейном острове (Восточный Берлин), часть — во дворце Шарлоттенбург (Западный Берлин). Особая гордость египетской коллекции — находки из Тель-эль-Амарны (см. АМАРНА), в том числе портретный бюст Нефертити. К шедеврам собрания также относятся портрет царицы Тейе и знаменитая Берлинская зеленая голова. Также в Новом музее, реконструкция которого была начата лишь в 1986, предполагается расположить Музей древней и древнейшей истории (Museum fuer Vor- und Fruehgeschichte), ныне расположенный во дворцовом комплексе Шарлоттенбург. Здесь представлены археологические находки, дающие представления о доисторическом прошлом Европы и Ближнего востока.
В Старой национальной галерее (Alte Nationalgalerie) сейчас выставляется европейская живопись и скульптура 19 в., со времен Французской революции до Первой мировой войны. Здесь представлена обширная коллекция работ немецких романтиков: Каспара Давида Фридриха, Карла Блехена (см. БЛЕХЕН Карл), Филиппа Отто Рунге (см. РУНГЕ Филипп Отто) и Готлиба Шика, а также богатое собрание работ импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ): Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуара, П. Сезанна.
Пергамский музей, он же Пергамон-музей (Pergamonmuseum) — самый популярный музей Берлина: ежегодно его посещают почти 1 млн. человек. В центральном зале находится знаменитый Пергамский алтарь (см. ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ) — алтарь храма Зевса из г. Пергам (см. ПЕРГАМ (древний город)) (180—160 до н. э.), рельефы которого изображают битву богов и титанов. Алтарь был найден археологом Карлом Хуманом при раскопках Пергама, столицы малоазийского эллинистического государства. В соседних залах размещено Античное собрание (Antikensammlung).
В южном крыле Пергамон-музея размещается Переднеазиатский (Ближневосточный) музей (Vorderasiatische Museum). Главный экспонат — вавилонские ворота времен библейского царя Навуходоносора II (см. НАВУХОДОНОСОР II) (605—652 до н. э.), посвященные богине Иштар (см. ИШТАР). Также в Пергамон-музее расположен Музей исламского искусства (Museum fuer Islamische Kunst).
В музее Боде сейчас располагается собрание скульптуры (Skulpturensammlung), Музей византийского искусства (Museum fuer Byzantinische Kunst) и Монетный кабинет (Muenzkabinett). Часть музея с 2003 реконструируется.
Культурфорум
В пожарах весны 1945 Берлинская картинная галерея (Berliner Gemaeldegalerie), которая тогда располагалась в нынешнем музее Боде, пострадала больше других собраний. Собрание европейской живописи 13–18 вв., разделенное после войны между западным музеем Берлин-Далем и восточным Музеем Боде, воссоединилось только в 1998 в новом, специально построенном здании в составе комплекса Культурфорум. Свыше 3,5 тыс картин занимают 53 зала на двух этажах, общей площадью 7 тыс м2. В основе собрания — коллекция курфюрста Фридриха Вильгельма (см. ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ I (1620—1688)) (1620—1688) и прусского короля Фридриха II Великого (см. ФРИДРИХ II Великий) (1740—1786). На первом этаже находится собрание художников Северного Возрождения: А. Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт), Ханса Бальдунга Грина (см. БАЛЬДУНГ Ханс), Ханса Хольбейна Младшего (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Лукаса Кранаха Старшего (см. КРАНАХ Лукас Старший). В особом восьмиугольном зале разместилась жемчужина собрания — 16 полотен Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ). Голландская и фламандская коллекции выставляются по жанрам живописи: отдельно экспонируются портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, бытовые сценки (среди последних — «Бокал вина» Яна Вермера Дельфтского (см. ВЕРМЕР Ян), «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка (см. ВАН ЭЙК)). Собрание итальянского Возрождения украшает один из вариантов «Рождения Венеры» Сандро Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро). Три зала посвящены английской, французской и немецкой живописи 18 в., где есть и картины Томаса Гейнсборо (см. ГЕЙНСБОРО Томас) и Антуана Ватто (см. ВАТТО Антуан).
Новая национальная галерея является собранием искусства 20 в. и размещается в собственном здании в составе Культурфорума, построенном в 1968 по проекту архитектора Л. Мис ван дер Роэ. Собрание охватывает период от французских кубистов начала века, таких как Пабло Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), экспрессионистов из объединения «Мост» (Кирхнер (см. КИРХНЕР Эрнст), Шмидт-Ротлуф (см. ШМИДТ-РОТЛУФ Карл) и Хеккель (см. ХЕККЕЛЬ Эрих)), Отто Дикса (см. ДИКС Отто) и Георга Гросса («Новая вещественность»), сюрреалистов Макса Эрнста (см. ЭРНСТ Макс), Дали (см. ДАЛИ Сальвадор) и Миро (см. МИРО Жоан), художников «Баухауза (см. БАУХАУЗ)», абстракционистов Василия Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич) и Пауля Клее (см. КЛЕЕ Пауль), до эпохи 1960-х гг.
В комплексе Культурфорума располагается также Кабинет графики (Kupferstichkabinett), основанный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в 1831. Собрание насчитывает около 80 тыс. рисунков и 520 тыс. произведений печатной графики от Пизанелло (см. ПИЗАНЕЛЛО) до Пикассо. Особую ценность представляют собой 57 рисунков Боттичелли к «Божественной комедии» Данте (см. ДАНТЕ Алигьери), четыре рисунка Матиаса Грюневальда (см. НИТХАРДТ Матис), а также рисунки Клода Лоррена и Антуана Ватто. Графика, особенно акварель, очень чувствительна к свету, поэтому вещи появляются в экспозиции на недолгий срок в составе тематических выставок. Как специалисты, так и любители могут заказать в хранении любое произведение, в данный момент не выставленное, и ознакомиться с ним в специальной комнате.
Музей Берггрюна (известный также как «Пикассо и его время») находится в замке Шарлоттенбург. Здесь размещены более 100 работ Пабло Пикассо (в т. ч. «голубого» и «розового» периодов), африканская ритуальная скульптура, оказавшая влияние на Пикассо, а также произведения П. Сезанна (см. СЕЗАНН Поль), В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Ж. Брака (см. БРАК Жорж), А. Матисса (см. МАТИСС Анри), богатая коллекция работ Пауля Клее. Коллекция была завещана Берлинским музеям известным коллекционером Хайнцем Берггрюном.
Далем
Ряд музеев располагается на юго-западе окраине Берлина, в музейном центре Далем. Это Этнографический музей (Ethnologisches Museum), Музей индийского искусства (Museum fuer Indische Kunst), Музей искусства Дальнего Востока (Museum fuer Ostasiatische Kunst), Музей Европейской культуры (Museum Europaeischer Kulturen). В Этнографическом музее собрано более полумиллиона вещей со всего мира: скульптура, керамика, предметы быта, индийские куклы и марионетки, маски из Бирмы и Бали, китайские ширмы, музыкальные инструменты; золотые изделия инков (см. ИНКИ), майя (см. МАЙЯ (народ)) и ацтеков (см. АЦТЕКИ); североамериканские вигвамы (см. ВИГВАМ) и томагавки (см. ТОМАГАВК). Коллекция искусства Индии, Индокитая и Центральной Азии была обособлена от Этнографического музея в 1971 и составила Музей индийского искусства. Музей знаменит индийской и индокитайской бронзовой и каменной скульптурой, а также комплексом экспонатов, происходящих из пещерных буддийских монастырей и храмов Шелкового пути (см. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ): стенные росписи, живопись по ткани, каменная и деревянная скульптура 2—12 вв. Музей искусства Дальнего Востока представляет искусство Китая, Японии и Кореи от каменного века до произведений современных ремесленников. В разделе Китая специальная комната отведена для лакированного императорского трона с ширмой прекрасной сохранности.
Гамбургский вокзал
Музей Современности (Hamburger Bahnhof — Museum fuer Gegenwart) расположен в здании Гамбурского вокзала. Гамбургский вокзал в Берлине — самый старый из существующих в Берлине вокзалов (1845–1847).
В качестве вокзала здание просуществовало около сорока лет, в 1906 здесь был обустроен Музей транспорта. С 1987 здесь проходили выставки современного искусства. В ноябре 1996 вокзал стал первым специализированным музеем постмодернистского искусства конца 20 в. с постоянной экспозицией. Сюда были переданы вещи из Национальной галереи, а также частное собрание берлинского коллекционера Эриха Маркса. На площади 8 тыс м2 были выставлены произведения художников второй половины 20 в.: Энди Уорхола (см. УОРХОЛ Энди), Роберта Раушенберга (см. РАУШЕНБЕРГ Роберт), Ансельма Кифера (см. КИФЕР Ансельм), Роя Лихтенстайна (см. ЛИХТЕНСТАЙН Рой), Брюса Наумана, Гюнтера Юккера (см. ЮККЕР Гюнтер), Ричарда Лонга. В бывшем вагонном депо проходят крупноформатные инсталляции.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Берлинские государственные музеи" в других словарях:

  • БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ — один из крупнейших музейных комплексов в мире. Основан в 1830. Включают Национальную галерею, Картинную галерею, Переднеазиатский музей, Музей ислама, Египетский музей, Античное собрание, Новую национальную галерею, Этнографический музей и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Берлинские художественные музеи — (ГДР)         Государственные музеи в Берлине, один из крупнейших музейных комплексов Европы. Основаны в 1830 на базе коллекций бранденбургских курфюрстов и прусских королей. В основном расположены на Музейном острове, где в 19 1 й трети 20 вв.… …   Большая советская энциклопедия

  • Берлинские художественные музеи (ГДР) — Берлинские художественные музеи (ГДР), Государственные музеи в Берлине, один из крупнейших музейных комплексов Европы. Основаны в 1830 на базе коллекций бранденбургских курфюрстов и прусских королей. В основном расположены на Музейном острове,… …   Большая советская энциклопедия

  • Альтдорфер Альбрехт — (Altdorfer) (около 1480  1538), немецкий живописец и график эпохи Возрождения, глава дунайской школы. Один из первых европейских пейзажистов, изображал мир в его многообразии и поэтичности («Вид в Дунайской долине», около 1520 1525, «Битва… …   Энциклопедический словарь

  • БЕРЛИН (город) — БЕРЛИН (Berlin), столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре (см. ШПРЕ) в реку Хафель (см. ХАФЕЛЬ). Площадь 882,4 кв.км (территория Большого… …   Энциклопедический словарь

  • Антонелло да Мессина — (Antonello da Messina) (около 1430  1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи …   Энциклопедический словарь

  • Ван Дейк Антонис — (van Dyck, van Dijck) (1599 1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», 1633; портрет… …   Энциклопедический словарь

  • Гварди Франческо — Гуарди (Guardi) (1712 1793), итальянский живописец венецианской школы. Религиозные, мифологические, исторические картины («Александр перед телом Дария»); в поэтических видах Венеции со сценами городской жизни («Подъём воздушного шара», 1784)… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕРМЕР Ян — (Ян Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (крещен 31 октября 1632, Делфт похоронен 15 декабря 1675, там же), голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом»,… …   Энциклопедический словарь

  • БЕРЛИН (Berlin) — столица Германии. Расположена при впадении р. Шпре в р. Хафель, на судоходных каналах, связывающих Берлин с рр. Эльба и Одер. Площадь ок. 890 км². Население 4,3 млн. человек в 1939, ок. 2,8 млн. человек в 1945, 3,3 млн. человек в 1949, 3,5… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»