ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНДЕ это:

ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНДЕ
ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНДЕ
«ПЕСНЬ О ХИ́ЛЬДЕБРАНДЕ» («Песнь о Хильдебранте») (Das Hildebrandslied), уникальный памятник древнегерманской архаической эпической поэзии 8 века.
История текста
Дошедший до нас фрагмент песни был записан двумя писцами между 810 и 820 годами на внутренней стороне первого и последнего листов латинской богословской рукописи, первоначально принадлежавшей монастырю в Фульде. Запись песни сделана каролингским минускулом (см. МИНУСКУЛЫ) (строчное письмо), типичным для Германии того времени, но вместе с тем в ней имеются черты древнеанглийского островного письма.
Сюжет
В «Песни о Хильдебранде» рассказывается о воине Хильдебранде, предводителе дружины короля Диотриха (Дитриха Бернского), бежавшего некогда от гнева Отахра и теперь, 30 лет спустя, возвращающегося из страны гуннов на родину. Хильдебранд встречает Хадубранда, своего сына, которого оставил еще младенцем. Хадубранд не узнает отца и видит в нем врага. По древнему обычаю перед битвой на поединке должны сразиться лучшие воины. Хильдебранд и Хадубранд выступают каждый от своего войска. Хильдебранд спрашивает противника, чей он сын и какого он рода-племени. Узнав, что перед ним родное дитя, Хильдебранд пытается его поприветствовать и подарить золотое запястье. Однако Хадубранд не верит ему, говоря, что его отец давно погиб. Он называет Хильдебранда хитрым гунном, думая, что тот хочет обмануть его и убить в тот момент, когда Хадубранд спешится за подарком. Герои вступают в единоборство, на этом текст песни обрывается.
Древнейшие произведения, также написанные на этот сюжет, это — «Предсмертная песнь Хадубранда», «Сага о Херваре». В них рассказывается, что Хадубранд побежден, Хильдебранд хочет его пощадить, но Хадубранд пытается хитростью погубить Хильдебранда и в итоге гибнет от его руки. Так конфликт чести и кровных уз решается в пользу чести.
Исторический материал
Под именем Отахра в песне имеется в виду вождь герулов Одоакр (см. ОДОАКР), который в 476 овладел Италией. А под именем Диотриха — король остготов Теодорих (см. ТЕОДОРИХ), убивший Одоакра и основавший Остготское (см. ОСТГОТЫ) королевство в Италии. В песне исторические отношения Одоакра и Теодориха изменены: Одоакр выступает как злодей, вынудивший Теодориха удалиться в изгнание и служить королю гуннов Атилле. В действительности же при дворе Атиллы служил отец Теодориха Тиодомир, а сам Теодорих, родившийся спустя год после смерти Атиллы, был заложником при дворе византийского императора Льва I. Для эпического сознания характерно совмещение исторических лиц, живших в разные времена, в неком идеальном «золотом» времени — это время дальнее, давно минувшее, завершенное; время, отличное от того, в котором живут поэт и слушатели, поэтому герои эпического прошлого — современники друг другу и хронологическая последовательность жизни каждого из них не имеет для эпоса никакого значения.
Художественное своеобразие
Особенностью «Песни о Хильдебранде» является беспорядочное соединение черт верхненемецкого и нижненемецкого языков. В словаре песни встречаются слова, свойственные лексике древнесаксонского или древнеанглийского языков, ряд слов песни характерен только для словаря древневерхненемецкого языка. Вопрос о происхождении смешанного языка «Песни о Хильдебранде» до настоящего момента остается неясным. В тексте присутствуют отдельные эпические параллелизмы, почти нет описательного элемента, большее место занимает диалог, что свойственно краткой эпической песне. Здесь встречаются эпические формулы, традиционные клише, связанные с этикетом, — вопрос об имени, роде-племени. «Песнь о Хильдебранде» написана древнегерманским аллитерационным стихом, основная единица такого стиха — это краткая строка, представляющая собой двухударное полустишье; которое связывается с другой краткой строкой начальными корневыми аллитерациями в долгую строку. «Песнь о Хильдебранде» является единственным памятником архаического эпоса на немецком языке, дошедшим до наших дней.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНДЕ" в других словарях:

  • Песнь о Хильдебранде — Первый лист «Песни о Хильдебранде» …   Википедия

  • Песнь о Хильдебранте — Первый лист «Песни о Хильдебранте» …   Википедия

  • Песнь о Хильдебрандтах — Первый лист «Песни о Хильдебранте» «Песнь о Хильдебранте» (нем. Hildebrandslied) памятник древнегерманского героического эпоса. Сохранился лишь фрагмент, случайно уцелевший на страницах трактата богословского содержания. Рукопись была найдена в… …   Википедия

  • героический эпос —         Г.ий Э. как особый жанр в Западной Европе и за ее пределами продолжает традиции архаического повествовательного фольклора. Первоначально он возникает на основе взаимодействия богатырской песни сказки и первобытных мифологических сказаний… …   Словарь средневековой культуры

  • ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ — Сведения по мифологии древних германцев крайне отрывочны ввиду сравнительно ранней и глубокой христианизации западногерманских племён; по скандинавской мифологии мы располагаем несравненно более полными литературными источниками вследствие более… …   Энциклопедия мифологии

  • История немецкого языка — берёт своё начало в раннем средневековье, когда начинают контактировать между собой языки древних германцев, создавая почву для образования общего языка. Более раннее развитие немецкого языка напрямую связано с развитием прагерманского языка,… …   Википедия

  • Эпос — У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения). Эпос (др. греч. ἔπος  «слово», «повествование»)  героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом… …   Википедия

  • Германо-скандинавская мифология —          наиболее ценные сведения по миф. и верованиям зап. германцев имеются в «Германии» Тацита (1 в. н.э.). Тацит упомин. земнородн. бога Туисто, имя к рого означает «двойное (двуполое) существо», что дает основания для его сближения (по… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Тидрек-сага — Thidhrekssaga …   Википедия

  • ПРЕДАНИЯ И МИФЫ — Термин «предание» (П.) (из греч. παράδοσις, «передача», «преподавание», «предание»), в расширительном употреблении близок к термину «традиция» (т. е. приблизительно «передача учения, знаний из поколения в поколение, как правило, устно»). Но, если …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»