О`НИЛ Юджин

О`НИЛ Юджин
О`НИЛ Юджин
О"НИЛ (О"Нейл) (O"Neill) Юджин (1888—1953), американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и гротеск, социальные характеристики и фрейдистское понимание личности. Основные проблемы: трагическая несовместимость прекрасной мечты и повседневности («За горизонтом», 1920); разрушение личности, захваченной преуспеванием («Душа поэта», опубликована 1957); межрасовые конфликты («У всех детей Господа Бога есть крылья», 1924); безысходное противостояние поколений («Долгое путешествие в ночь», постановка 1956). Монументальные мифологические и аллегорические трагедии «Траур — участь Электры» (1931), «Разносчик льда грядет» (постановка 1946). Нобелевская премия (1936).
* * *
О"НИЛ (О"Нейл) (O"Neill) Юджин Гладстон (16 октября 1888, Нью-Йорк — 27 ноября 1953, Бостон), американский писатель, основоположник драматургии США, лауреат Нобелевской премии (1936) и четырех Пулитцеровских премий (см. ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ) (1921, 1922, 1928, 1957).
С ощущением бездомности
Прошедшее в бесконечных разъездах детство и отрочество оставили у О"Нила ощущение бездомности. Соединившись с чувством американской неукорененности оно пронизывает все его творчество. Эти годы были отмечены тяжелым для юного сознания открытием тяжелого недуга матери, в результате неправильного лечения пристрастившейся к наркотикам. Это стало причиной утраты О"Нилом веры и алкоголизма старшего брата. Такая участь, вероятно, ожидала и самого драматурга, если бы он, поняв, что это мешает его творчеству, не сумел бы побороть дурное пристрастие. Эти трагические обстоятельства легли в основу одного из шедевров О"Нила — пьесы «Долгое путешествие в ночь» (1940, опубликована в 1956). Как ни странно, препятствием на пути О"Нила к его призванию оказался театр, в котором будущий драматург, сын довольно известного актера ирландского происхождения Джеймса О"Нила, вырос. Беззастенчиво предававший интересы искусства ради коммерции американский театр вызывал у будущего писателя лишь резкое неприятие. Не находя выхода дремавшим еще творческим силам, О"Нил занял позу бунтаря, бросающего вызов обывательскому окружению. Часто меняя занятия: посещал Принстон (см. ПРИНСТОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (1906—1907), откуда был отчислен, работал в торговой фирме, рекламным агентом и кассиром в театре, репортером, участвовал в экспедиции золотоискателей в Гондурасе, плавал матросом на торговом судне, сжигая себя в бесплодном существовании, О"Нил пришел в 1912 к самоубийству, но был спасен. Попав в туберкулезный санаторий (1912—1913), он впервые задумался о творчестве, чему в немалой степени способствовало знакомство с сочинениями А. Стриндберга (см. СТРИНДБЕРГ Юхан Август) и Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович). Это привело его в Гарвард, в класс профессора Дж. П. Бейкера («Мастерская №47», 1914—1915).
Личная жизнь
Драматически сложилась и личная судьба писателя. О"Нил оставил первую жену до рождения их сына, впоследствии видного специалиста в области античной литературы. По неизвестной причине он покончил собой в 1951 в самом расцвете сил. Второй женой писателя стала журналистка и писательница Агнес Боултон, их дочь Уна в шестнадцать лет вышла замуж за Чарли Чаплина (см. ЧАПЛИН Джеральдина) (что стало причиной полного разрыва отношений между дочерью и отцом), а их сын, не найдя места в жизни, скатился на дно. Страдая от вмешательства прессы в его личную жизнь, О"Hил, человек по своему складу замкнутый и застенчивый, женившись в третий раз на Карлотте Монтерей (в прошлом актрисе), вел уединенную жизнь. В середине 1940-х гг. О"Hил тяжело заболел и оказался прикованным к постели. Хотя ни интеллект, ни его творческие способности не были затронуты неизлечимым недугом, путь к творчеству для О"Hила был отрезан, что он воспринимал как трагедию. Умер писатель в одиночестве, в период, когда критика всерьез полагала, что его пьесы устарели, а время прошло.
Родоначальник и реформатор американской драмы
Как художник О"Нил сложился в атмосфере ширившегося в начале 20 в. осознания необходимости коренных перемен в искусстве. Он ощущал настоятельную потребность в поисках новых путей, понимая, что либо драма родится как вид искусства, либо она, вечно угождая публике, откажется от притязаний на художественную значимость. В 1910-е гг. он сближается с радикальными кругами, в том числе с Дж. Ридом (см. РИД Джон). Именовавший себя анархистом О"Нил отошел затем от политического движения, но крайне негативное отношение к государству как орудию подавления личности и буржуазному обществу, которое, презрев духовные ценности, обольстилось ценностями материальными, сохранял всю жизнь.
Выступив в двойной роли родоначальника и реформатора отечественной драмы, О"Нил не замкнулся в рамках «чистого искусства» — для задуманных им преобразований такой масштаб был тесен. Он отверг мелодраму и другие равно далекие от жизни жанры, царившие на Бродвее, соединив художественный эксперимент с обращением к основам бытия, и отважился показать изнанку жизни, поставив в центр пьес изгоев общества и сцены — матроса, фермера, негра, рабочего, проститутку. Новаторское осмысление национального опыта в драматургии О"Нила привело к утверждению в американском театре эстетики реализма.
Уже в ранних, далеких от совершенства пьесах в выборе темы, героев, среды ощутима самобытность его подхода (сборник «Жажда», 1914, и др.). Заметно приблизился он к воплощению своих творческих устремлений в цикле «морских» пьес. Постановка одной из них, «Курс на восток, в Кардифф», в театре «Провинстаун-Плэйерс» (они сотрудничали до середины 1920-х гг.) в 1916 считается датой рождения драмы в Америке. Обжигающая подлинностью неприглядная обстановка, жестокие нравы, грубая речь — все это в отсутствие занимательного сюжета, легко узнаваемых положений и типажей было внове для американской сцены, цеплявшейся за традиции «благопристойности», отринутые прозой и поэзией. В них не просто удачно воссозданы реалии и дух жизни, тонко схвачена атмосфера. При всей заземленности действия пронизанные глубокой человечностью пьесы обретают поэтическое звучание. Отразилось в них и трагическое видение мира, придавшее масштабность драматическим коллизиям лучших творений О"Нила, определив его своеобразие как художника.
Творческая зрелость
1920-е гг., период творческой зрелости О"Нила, прошли под знаком поисков формы современной трагедии. С нею связаны и его высшие художественные достижения — «Император Джонс» (1920), «Косматая обезьяна» (1922), «Всем детям Божьим даны крылья» (1923), «Любовь под вязами» (1924), «Странная интерлюдия» (1928), «Траур — участь Электры» (1931), «Продавец льда грядет» (1939, опубликована в 1946), «Долгое путешествие в ночь» и др. Воплощая конфликты современного мира, неизменно обрекающие человека на поражение, уходя корнями в действительность, его трагедии устремлены к вневременным, универсальным проблемам бытия. За любым конкретным сюжетом у О"Нила встает трагедия отчужденного человека. Столкновение с миром порождает необратимую деформацию сознания героя. Утратив цельность, он пребывает в вечном конфликте с самим собой и гибнет, истощив силы в бесплодной внутренней борьбе.
Так, Император Джонс, сам испытав расовый гнет и бесправие, мечтая о свободе и достоинстве, становится тираном и, воспроизводя ненавистный ему порядок — единственный, какой он знает, — погибает в ужасе перед возмездием, справедливость которого осознает. Наделенный горделивым сознанием творца, своим трудом приводящего в движение весь мир, кочегар Янк, даже на нижней ступени социальной лестницы, чувствует себя властелином вселенной. Случайная встреча с дочерью миллионера открывает ему глаза на то, что подлинный хозяин мира — денежный мешок. Янк жаждет восстановить надлежащий порядок, но его одинокий бунт обречен. Нет ему и пути назад — пытаясь обрести единение с природой, он находит смерть в объятиях гориллы.
В «Любви под вязами» любовные переживания участников драмы осквернены корыстью, а сами они видят друг в друге лишь орудие для достижения своих целей. Обзаведясь молодой женой, старый Эфраим Кэбот намерен навек закрепить власть над фермой, где с восхода до заката гнут спину его старшие сыновья, оставив ее будущему сыну. Эбби, чтобы завладеть фермой, решает соблазнить этого сына Кэбота, а тот мечтает отомстить отцу за горячо любимую им мать. Но, действуя «по схеме», герои попадают в ловушку собственных расчетов. Проснувшееся чувство ломает их планы, принеся не радость взаимной любви, а мучительные подозрения, отчуждение, неприязнь. Стремление искупить прошлые прегрешения толкает Эбби на еще более страшный шаг — убийство младенца, «обеспечившего» ей право на ферму. Лишь осознание героями своей вины приносит в финале мгновение трагического просветления.
Истоком крушения могущественного клана Мэннонов в монументальной трилогии «Траур — участь Электры» предстает пуританство Новой Англии и дух индивидуализма, иссушившие их сердца, лишив способности любить. Ее действие происходит после окончания Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) в США, но, как и в «Любви под вязами», перекликается с античным мифом. Неимоверным усилием воли героиня трагедии, Лавиния, разрывает тянущуюся из глубин прошлого кровавую цепь причин и следствий, добровольно приняв смерть при жизни — войдя в опустевший дом, она велит заколотить его.
Этот период отмечен у О"Нила необычайно активными экспериментами с драматургическими формами. Сохранив верность реализму, он идет путем первооткрывателя, добиваясь синтеза выразительных средств, чтобы полнокровно воплотить современный мир с его резкими контрастами, всеобщим распадом связей, дисгармонией, острой динамикой, напряжением. Следуя в русле исканий современного театра, вводя новые приемы построения действия и диалога, маски, символы, внутренний монолог, зрительные образы, О"Нил в корне изменил театральный язык американской драмы. Его художественный и общественный радикализм устраивал не всех — премьеры часто сопровождались запретами, публичными скандалами, судебными исками. Нередко он подвергался нападкам критики, особенно за приверженность жанру трагедии, не свойственной якобы американской жизни, и чрезмерную мрачность пьес.
Порвав с середины 1930-х гг. связи с театром, О"Нил работает над грандиозным «Циклом» (в целом — 11 пьес, охватывающих более полутора веков американской истории) и параллельно — над группой автобиографических и циклом одноактных пьес. Болезнь не позволила осуществить эти замыслы. О"Нил уничтожил незавершенные пьесы «Цикла» — уцелела лишь «Душа поэта» (1943, опубликована в 1957). При жизни драматурга были поставлены всего две из его последних вещей: философская притча «Продавец льда грядет», главная тема которой — иллюзия как единственная опора человека во враждебном мире, в 1946 и «Луна для пасынков судьбы» (1943) в 1947, обе неудачно.
Художественное наследие
Поворотным моментом в судьбе его художественного наследия стала посмертная публикация и постановка в 1956 автобиографической по характеру пьесы «Долгое путешествие в ночь», которая наряду с «Продавцом льда» считается вершиной его творчества и всей американской драмы. Осуществивший ее Хосе Кинтеро поставил тогда ряд поздних пьес, по сути открыв для театра неизвестного О"Нила.
С 1920-х гг. пьесы О"Нила, лучшие из которых вошли в золотой фонд мировой драматургии 20 в., идут в крупнейших театрах мира. Их ставили Дж. К. Кук, Дж. Лайт, Ф. Меллер, Т. Манн, Г. Клерман, оформляли Р. Э. Джонс (часто и удачно соединявший это с режиссурой), Б. Эдварде, Д. Хэйс. В них выступали многие прославленные актеры — Полин Лорд, Поль Робсон (см. РОБСОН Поль), Линн Фонтенн, Алфред Лант, Алла Назимова (см. НАЗИМОВА Алла Александровна), Джейсон Робардс, Коллин Дьюхерст, Лив Ульман (см. УЛЬМАН Лив), Гленда Джексон, Лоренс Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс), Кевин Спейси и др. Выдающимся художественным достижением явились спектакли Камерного театра (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР), поставленные А. Я. Таировым (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) с участием А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна) и сценографией В. и Г. Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ) — «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами (обе — 1926) и «Негр» («Всем детям Божьим даны крылья» (1929).
Пьесы О"Нила неоднократно экранизировались: «Анна Кристи» (1930) с Г. Гарбо (см. ГАРБО Грета) (1930), «Император Джонс» (1933) с П. Робсоном, (см. РОБСОН Поль) «Долгий путь домой» (1940, режиссер Дж. Форд (см. ФОРД Джон (кинорежиссер))), «Странная интерлюдия» (1932, телеверсия с Г. Джексон — 1988), «Продавец льда грядет» (1960, режиссер С. Люмет (см. ЛЮМЕТ Сидни) с участием Дж. Робардса и Р. Редфорда (см. РЕДФОРД Роберт), «Долгое путешествие в ночь» (1962, режиссер С. Люмет с участием К. Хепберн (см. ХЕПБЕРН Кэтрин) и М. Ричардсона, несколько телеверсий) и др.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "О`НИЛ Юджин" в других словарях:

  • О’Нил, Юджин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. О’Нил. Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill …   Википедия

  • О'НИЛ Юджин — (O Neill, Eugene) ЮДЖИН О НИЛ (1888 1953), американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Родился 16 октября 1888 в Нью Йорке. С детства сопровождал родителей актеров в гастрольных поездках, сменил несколько частных школ.… …   Энциклопедия Кольера

  • О'Нил Юджин — О’Нейл (O’Neill) (1888 1953), драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жёсткую конкретику, символику и гротеск, миф и «поток сознания» …   Энциклопедический словарь

  • О'Нил, Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О'Нил Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О’Нил Юджин — Юджин О’Нил Eugene Gladstone O Neill выдающийся американский драматург Дата рождения: 16 октября, 1888 Место рождения: Нью Йорк, США Дата смерти: 27 ноября, 1953 …   Википедия

  • О’НИЛ Юджин — О’НИЛ (O’Neill) Юджин (1888—1953), американский драматург; по происхождению ирландец. Дебют — сб. «Жажда и другие одноактные пьесы» (1914). «Морские» пьесы («К востоку, на Кардифф», пост. 1916, и др.). Пьесы: драма «За… …   Литературный энциклопедический словарь

  • О НИЛ Юджин — О НИЛ (О Нейл) (O Neill) Юджин (1888 1953) американский драматург, реформатор американской сцены. Обнажение трагических коллизий и бездн человеческой жизни определяет пафос пьес, сочетающих экспрессивность и жесткую конкретику, символику и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • О'Нил Юджин — О▓Нил (O▓Neill) Юджин (16.10.1888, Нью Йорк, ‒ 27.11.1953, Бостон), американский драматург. Обучался в католической школе и колледже, в 1906 поступил в Принстонский университет (не закончил). Работал матросом, был репортёром в провинциальной… …   Большая советская энциклопедия

  • О'Нил, Юджин — (O Neill, Eugene)     [Gladstone], 16.10.1888, Нью Йорк 27.11. 1953, Бостон)    американский драматург, лауреат Нобелевской (1936) и четырех Пулитцеровских премий. Сын актера. Пройдя обучение в католических школах пансионатах, поступил в… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»