- ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ
- ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕОБРЕ́ЗАНИЕ Господне, великий (не двунадесятый) праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) Православной Церкви, празднуется 1(14) января. В Католической Церкви после начала 1970-х гг. не входит в общий календарь. Обрезание со времен Авраама (см. АВРААМ) совершалось у иудеев над восьмидневными младенцами мужского пола и служило знамением вступления в Завет с Богом ( Бытие 17:14; Левит 12:2—3). При обрезании младенцу давалось имя. Иисус Христос, происшедший во плоти из племени Авраама, был также обрезан в восьмой день по Своем рождении и назван Иисусом — именем, предвозвещенным Деве Марии архангелом Гавриилом ( Лука 1:31; 2:21). Таким образом, Обрезание Господне — это также праздник наречения Господу имени Иисус. Празднованием Обрезания Церковь утверждает веру в то, что Иисус Христос был Богочеловеком и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека.
Начало праздника относится к первым векам христианства. До нас дошли поучения Отцов Церкви 4 в. на этот праздник — Амфилохия Иконийского, Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Амвросия Медиоланского и др. От 5 в. сохранилась беседа на день Обрезания Максима, епископа Туринского. В 4 в. с празднованием Обрезания было соединено празднование Василию Великому (см. ВАСИЛИЙ Великий), поэтому в этот день совершается Литургия Василия Великого. (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) Канон Обрезанию написан в 8 в. Стефаном Савваитом. Праздник продолжается один день и служит одновременно заключением праздника Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).
Энциклопедический словарь. 2009.