- НЕОИНДУИЗМ
- НЕОИНДУИЗМНЕОИНДУИ́ЗМ, в индуизме (см. ИНДУИЗМ) условное наименование реформаторского течения, возникшего в 19 веке в связи с изменениями, происходившими в экономической, социальной и идеологической сферах индийского общества. Эти изменения, в большой степени вызванные влиянием вначале мусульманской, а затем европейской, в особенности, английской культур, положили начало постепенному вхождению Индии в мировую цивилизацию.
«Брахмо самадж»
Первой значительной фигурой на этом пути был Раммохан (см. РАММОХАН РАЙ), энциклопедически образованный бенгалец, основавший общество «Брахмо самадж» («Общество (почитания) Брахмана»). Опираясь на по-своему прочитанные им упанишады (см. УПАНИШАДЫ) и тексты веданты (см. ВЕДАНТА) и заимствуя идеи из христианства и ислама, Рой, тем не менее, считал свое учение настоящим индуизмом, очищенным от вековых наслоений. Рой и члены «Брахмо самадж» проповедовали монотеизм (см. МОНОТЕИЗМ), отрицали многобожие и идолопоклонство; считали ненужным посредничество между богом и адептом (чем ставилась под сомнение роль брахманов и храмов); выступали против внешней обрядности, противопоставляя ей медитацию (см. МЕДИТАЦИЯ) , молитву (см. МОЛИТВА) и самосовершенствование; отвергали идею перерождений и карму (см. КАРМА), что объективно было направлено против кастовой системы; боролись против архаичных и одиозных социальных институтов, таких, как самосожжение вдов (сати (см. САТИ (обычай))), детские браки, многоженство.
Даянанда Сарасвати
Острой критике подверг индуистскую ортодоксию и связанные с ней социальные нормы Даянанда Сарасвати (см. САРАСВАТИ Даянанда). Его исходная позиция во многом отличалась от позиции Роя: если Рой и его сподвижники отвергали Веды (см. ВЕДЫ) с их политеизмом (см. ПОЛИТЕИЗМ), то Даянанда, настаивая на монотеизме Вед, провозгласил их единственным источником индуизма, а все прочие тексты несовершенными и, следовательно, ложными. Он не признавал мусульманства и христианства и проповедовал своего рода индуистский национализм. Созданное им общество «Арья самадж» (см. АРЬЯ САМАДЖ) («Общество ариев») развернуло движение шубхи (очищение), целью которого было возвращение в лоно индуизма тех, кто принял ислам или христианство. Несмотря на разницу взглядов Роя и Даянанды, основные реформаторские тенденции их учений — очищение индуизма, проповедь монотеизма, отрицание идолопоклонства, критика брахманства (хотя в отношении кастовой системы Даянанда высказывался осторожно), призыв к социальным реформам — практически совпадали.
Кешобчондро Сен и Рамалинга Свами
Социальная направленность деятельности реформаторов усилилась, когда от «Брахмо самадж» откололась группа «Бхаратваршия Брахмо самадж» («Индийский Брахмо самадж») под руководством Кешобчондро Сена (1838—1884). Оставшаяся, более консервативная часть общества, получившая название «Ади Брахмо самадж» («Исконный Брахмо самадж»), быстро утеряла свое влияние. Напротив, активность Сена принесла ему много сторонников и практические успехи (принятый в 1872 под влиянием реформаторских идей закон о браке), однако, все большее его увлечение христианством и попытка создания некоей церкви мировой религии не нашли поддержки, и после его смерти созданное им общество распалось.
Независимо от Сена попытку объединения религий предпринял тамильский реформатор Рамалинга Свами (1823—1874), основавший «Общество единого пути всех религий».
Рамакришна и Вивекананда
Гораздо большее значение для Индии имел духовный опыт Рамакришны (см. РАМАКРИШНА), внутренне пережившего не только различные толки индуизма, но и опыт других религии. Он пришел к убеждению, что возможно любое проявление бога, а признание этого проявления адептом (см. АДЕПТ) зависит от того, на каком уровне духовного развития тот находится. В соответствии с этим Рамакришна, оставаясь индуистом, поклонником богини Кали (см. КАЛИ (в брахманизме и индуизме)), провозгласил, что все религии истинны постольку, поскольку приводят человека к Высшему мировому началу. Хотя подобная точка зрения высказывалась в рамках индуизма и ранее, учение Рамакришны, отразившее его религиозные озарения, оказало большое влияние на духовную жизнь Индии. Не декларируя себя реформатором, Рамакришна действительно очистил индуизм от догматизма, выявив его общечеловеческую суть. Большое значение имела и его идея о божественности жизни, освящавшая его практическую деятельность.
Эта же идея была одной из главных движущих сил в жизни ученика Рамакришны Свами Вивекананды (см. ВИВЕКАНАНДА Свами), который осознал свой религиозный долг как служение на благо индийского общества и шире — человечества. Хотя в религиозно-философском плане Вивекананда исповедовал традиционные идеи веданты, в центр своей религиозной системы он поставил человека, реализующего себя в обществе. Он видел и обличал общественные язвы, но акцент делал не на критике, а на позитивной работе, и поэтому иногда укорял других реформаторов в их слишком большой увлеченности социальными проблемами, объясняя ее неумеренным влиянием Запада. Разделяя мысль Рамакришны о равенстве всех религий, он считал, что индуизм все же совершеннее других. В 1897 он основал Миссию Рамакришны и чуть позже монашеский орден, целью которых было распространение индуизма на Западе. Вивекананда полагал, что Индия может поучиться у Запада в материальной сфере, но в духовной она его превосходит.
Ауробиндо Гхош
Концепция религиозной значимости служения обществу была развита Ауробиндо Гхошем (см. ГХОШ Ауробиндо), который фактически применил ее к освободительной, антиколониальной борьбе. В молодости он принимал в ней активное участие и полагал, что в деятельности на благо индийской нации происходит полное раскрытие личности, ее самореализация. Нация и национальное понимались Ауробиндо в сугубо религиозном смысле как воплощение божественного начала, а родина — как одно из воплощений богини Кали. Таким образом формировалась религия патриотизма, захватившая индийское общество в конце 19 века и сыгравшая немалую роль в освобождении Индии от английского господства. Во второй половине жизни Ауробиндо, отошедший от политической деятельности, занимался созданием своей религиозно-философской системы, названной им «Интегральная йога», в которой развивал идеи веданты и различных школ йоги (см. ЙОГА) и тантры.
М. К. Ганди
Ряд идей индуистской реформации использовал М. К. Ганди (см. ГАНДИ Мохандас Карамчанд), хотя он был в первую очередь политическим деятелем, а его система взглядов в целом шире индуизма как религии. Он умел извлекать то, что ему необходимо было для убеждения масс и для выполнения конкретных задач. При этом некоторые элементы индуизма порой гипертрофировались и как бы замещали его (например, проповедь ненасилия).
В целом, неоиндуизм можно рассматривать как одну из систем в многочисленных ответвлениях индуизма. Реформировав древнюю религию, точнее, расставив акценты на идеях, которые так или иначе существовали в ней раньше, неоиндуизм не поколебал позицию индуизма в Индии, но во многом действительно очистил его и укрепил.
Энциклопедический словарь. 2009.