опера это:

опера
О́ПЕРА -ы; ж. [итал. opera]
1. только ед. Жанр музыкально-драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной и хоровой). История русской классической оперы. Народная, героическая о. Читать лекции по опере девятнадцатого века. Вы предпочитаете балет или оперу? Комическая о. (опера на комедийный сюжет).
2. Произведение такого жанра. Дуэт из оперы. Увертюра к опере. Писать, ставить оперу.
3. Сценическое воплощение, постановка такого произведения. Слушать оперу. О. в трёх действиях. Режиссёр-постановщик оперы.
4. Театр; оперная труппа театра. Театр оперы и балета. Гастроли Итальянской оперы.
Из другой о́перы; не из той о́перы. Шутл. О том, что совершенно не относится к делу, к теме данного разговора. Мыльная о́пера. О сентиментальных телевизионных сериалах, расчитанных на пенсионеров и домохозяек.
О́перный (см.).
* * *
о́пера
(итал. opera, буквально — сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII вв. (см. Флорентийская камерата). В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой — итальянская опера-сериа (серьёзная), опера-буффа (комическая), французская большая опера,опера-комик,лирическая опера, немецкая и австрийская зингшпиль, английская балладная опера. Первые русские оперы появились во второй половине XVIII в. Классические произведения оперного жанра в России возникли в XIX в., тогда же национальные оперы были созданы на Украине, в начале XX в. — в Азербайджане, Армении, Грузии. Среди композиторов — авторов наиболее значительных опер: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Пёрселл, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А. Буальдьё, К. М. фон Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шёнберг, А. Берг, Ф. Бузони, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж. К. Менотти; М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. П. Петров. См. также Музыкальная драма, Рок-опера.
* * *
ОПЕРА
О́ПЕРА (итал. opera, букв. — сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария (см. АРИЯ), речитатив (см. РЕЧИТАТИВ), вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра (см. УВЕРТЮРА), антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму (см. МЕЛОДРАМА). Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. Некоторые виды оперы тесно связаны с определенной национальной культурой и эпохой — итальянская опера-сериа (см. ОПЕРА-СЕРИА)(серьезная), опера-буффа (см. ОПЕРА-БУФФА)(комическая), французская большая опера (см. БОЛЬШАЯ ОПЕРА), опера-комик (см. ОПЕРА-КОМИК), лирическая опера (см. ЛИРИЧЕСКАЯ ОПЕРА), немецкая и австрийская зингшпиль (см. ЗИНГШПИЛЬ), английская балладная опера (см. БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА). Первые русские оперы появились во второй половине 18 века Классические произведения оперного жанра в России возникли в 19 веке, тогда же национальные оперы были созданы на Украине, в начале 20 века — в Азербайджане, Армении, Грузии.
Среди композиторов — авторов наиболее значительных опер: К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Перселл, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, Л. Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви, А. Буальдье, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Массне, Ж. Бизе, С. Монюшко, Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Яначек, П. Масканьи, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус, А. Шенберг, А. Берг, Ф. Бузони, И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Дж. Гершвин, Б. Бриттен, Дж. К. Менотти; М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. П. Петров. См. также Рок-опера (см. РОК-ОПЕРА).
* * *
О́ПЕРА (итал. opera, букв. — произведение, дело), музыкально-драматическое произведение, в котором партии актеров полностью или большей частью поются. В опере cоединены музыка, слово и сценическое действие, причем музыке, как правило, отводится преобладающая роль.
Зарождение оперы
Важнейший предшественник оперы — итальянская интермедия (см. ИНТЕРМЕДИЯ). Жанр оперы сложился в творчестве флорентийских музыкантов и поэтов конца 16 в., объединенных стремлением возродить античный род выразительного сольного пения с простым инструментальным сопровождением. Первыми настоящими операми были представления («драмы на музыке») пасторального (см. ПАСТОРАЛЬ) содержания, которые разыгрывались при дворах флорентийских вельмож. Среди них — «Дафна» композитора Якопо Пери (см. ПЕРИ Якопо) (1561—1633) и поэта Оттавио Ринуччини (1562—1621) (поставлена в 1598, утрачена) и «Эвридика» тех же авторов (поставлена в 1600; первая опера, музыка которой сохранилась полностью).
Первая опера
Вскоре новый «драматический стиль» (итал. stile rappresentativo) утвердился и при других итальянских дворах. Первой оперой, поставленной вне Флоренции, был «Орфей» К. Монтеверди (см. МОНТЕВЕРДИ Клаудио) (Мантуя, 1607). В 1630-х годах опера начала терять статус аристократического развлечения. Первый общественный оперный театр открылся в 1637 в Венеции. Для новой венецианской аудитории были предназначены как сложные, психологически насыщенные поздние оперы Монтеверди («Возвращение Улисса на родину», 1640, «Коронация Поппеи», 1642), так и произведения весьма популярного в то время Ф. Кавалли (см. КАВАЛЛИ Франческо) (1602—1676), основанные на пафосных мифологических либретто и изобилующие выразительными речитативами (см. РЕЧИТАТИВ) и изящными, подвижными, разнообразными по форме ариями (см. АРИЯ).
Формирование оперного жанра в Италии
В 1660-х годах установилась схема оперной арии из трех разделов (ABA или ABB). Aрии заняли в опере господствующее положение, вытеснив ариозо (см. АРИОЗО); с другой стороны, речитативы утратили мелодичность и по характеру декламации приблизились к речи. Сюжеты стали более разнообразными, их развитие — более интенсивным и энергичным. Важное место в спектаклях отводилось ярким зрелищным эффектам. Венецианский оперный стиль, представленный творчеством Кавалли, Дж. Легренци (1626—1690), А. Сарторио (1630—1680), К. Паллавичино (1640—1688) и других, распространился по всей Италии и окрестным странам. Большое значение для его популяризации имела деятельность странствующих трупп. С 1650 такие труппы начали действовать в Неаполе, и вскоре этот город стал главным соперником Венеции как центра оперного искусства. Около 1700 по всей Италии утвердился более или менее единый оперный стиль, самыми известными образцами которого являются оперы А. Скарлатти (см. СКАРЛАТТИ Алессандро), созданные и поставленные в Неаполе между серединой 1680-х и началом 1700-х годов. Каждая из них nостоит из трех актов. Перед началом первого акта исполняется инструментальная увертюра (см. УВЕРТЮРА) — в терминологии того времени «симфония» (sinfonia), складывающаяся из трех разделов: двух быстрых по краям и медленного в середине. Внутри актов речитативы чередуются с ариями, причем последние почти всегда выдержаны в трехчастной форме ABA (так называемая ария da capo). Дуэты и ансамбли для большего числа солистов редки. Последний акт завершается «хором» (итал. coro), a котором участвуют все персонажи.
Опера в других странах Западной Европы
Развитие оперы во Франции — стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко (см. БАРОККО), представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон) Ж. Б. Люлли (см. ЛЮЛЛИ Жан Батист), — это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет. В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля. Как во Франции, так и в Германии конца 17 в. широко ставились итальянские оперы. Немецкие композиторы этого и более позднего времени писали также оперы на итальянские тексты. Вместе с тем, после 1678 года, когда в Гамбурге открылся оперный театр, в Германии умножилось число опер на немецком языке. Ведущим гамбургским оперным композитором начала 18 в. был Райнхард Кайзер (1674—1739). Для гамбургского театра были написаны также и первые оперы Г. Ф. Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих). В ранних английских операх с разговорными диалогами (так называемых семи-операх) преобладало французское влияние. Выдающийся образец барочной английской оперы без разговорных диалогов — «Дидона и Эней» Г. Перселла (см. ПЕРСЕЛЛ Генри), поставленная в 1689 силами учениц школы девочек в Челси. Соединив в рамках трех небольших актов лирику, юмор, мрачную фантастику и высокую трагедию, Перселл создал уникальное произведение, насыщенное неподдельным драматизмом и полностью свободное от условностей как французской, так и итальянской оперы.
Опера-сериа
В Италии начала 18 в. возникла реакция на схематизм, преувеличения и нелепые условности, характерные для оперных либретто второй половины 17 в. Новый импульс развитию жанра дало творчество либреттиста А. Дзено (см. ДЗЕНО Апостоло). После 1720 начатую им реформу оперы-сериа (см. ОПЕРА-СЕРИА) завершил П. Метастазио (см. МЕТАСТАЗИО Пьетро) .Его либретто — выразительная иллюстрация рационализма 18 в. Конфликты и недоразумения, напряженные внутренние противоречия в них непременно разрешаются торжеством разума, а добродетель вознаграждается, причем часто благодаря акту великодушного самоотречения со стороны монарха или бога. Музыка опер-сериа организована согласно устойчивому набору правил: драматическое действие разворачивается в речитативах, тогда как эмоции персонажей выражаются посредством арий. На протяжении большей части 18 в. композитор в опере не был ведущей фигурой. Создателями большинства оперных спектаклей были музыканты и поэты, состоявшие на службе в театрах; они широко использовали чужую музыку и непременно учитывали требования ведущих певцов-солистов, прежде всего кастратов (см. КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ) и сопрано (см. СОПРАНО), чье бельканто (см. БЕЛЬКАНТО) служило главной приманкой для публики.
Дальнейшее развитие оперного жанра
Несколько позднее новый вызов условностям оперы-сериа был брошен со стороны «низких» форм музыкальной культуры. Параллельно «серьезной» опере существовали и развивались такие незатейливые, простонародные жанры, как опера-буффа (см. ОПЕРА-БУФФА) (в Италии), комическая опера (см. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА) ,или комедия с ариеттами (во Франции), балладная опера (см. БАЛЛАДНАЯ ОПЕРА) (в Англии), зингшпиль (см. ЗИНГШПИЛЬ) (в Германии). С течением времени они начали существенно влиять на оперу-сериа, которая эволюционировала в направлении более свободной и гибкой трактовки стандартных сюжетных ходов и музыкальных форм. Строгая схема арии da capo подверглась значительным модификациям; появились совершенно новые разновидности арии; возросло значение речитатива с оркестровым сопровождением (итал. recitativo accompagnato) и хора. В конечном счете наступило фактическое слияние итальянских и французских стилистических черт.
Влияние Глюка
Главными этапами этого эволюционного процесса стали оперные реформы Т. Траэтты (см. ТРАЭТТА Томмазо), Н. Йоммелли (см. ЙОММЕЛЛИ Никколо) и особенно К. В. Глюка (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд). Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры оперы «Aльцеста» (1767) и сводятся в основном к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей (см. РИТУРНЕЛЬ) и особенно вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий — соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то есть контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в первой и лучшей из реформаторских опер Глюка «Орфее и Эвридике» (1762, Вена). Речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не разделены в этой опере резкими границами, а отдельные эпизоды — в том числе танцы и хоры — объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет «Орфея» апеллирует к простым человеческим чувствам.
На рубеже 18 и 19 веков
Важное значение для истории оперы имела и реформа венецианского драматурга К. Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) и его соотечественника, композитора Б. Галуппи (см. ГАЛУППИ Бальдассаре) — создателей более сложной и богатой разновидности оперы-буффа, известной под жанровым наименованием веселая драма. Высший синтез оперы 18 в. был достигнут в зрелом (начиная с «Идоменея», 1781) творчестве В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей).
К началу 19 в. даже «серьезная» опера перестала быть искусством для богатой и высокородной аудитޑؐؠи сделалась достоянием широкой публики. На волне этого процесса «демократизации» возникла и расцвела опера спасения (см. ОПЕРА СПАСЕНИЯ), представленная, в частности, произведениями Л. Керубини (см. КЕРУБИНИ Луиджи) и оперой Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг) «Фиделио» (1805). Вкусами широкой публики был предопределен и расцвет французского романтического жанра grand opera (см. БОЛЬШАЯ ОПЕРА) с захватывающими сюжетами, колоритной оркестровкой и масштабными хоровыми сценами. В Германии особой популярностью пользовались оперы на сказочные и фантастические сюжеты (К. М. фон Вебер (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Г. А. Маршнер (см. МАРШНЕР Генрих Август) и др.).
Расцвет оперы
В итальянских серьезных операх первоe трети 19 в., в том числе и произведениях Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) ,Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) ,В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), сохраняются некоторые условности 18 в., прежде всего отчетливое разграничение на речитативы и вокальные номера (так называемая номерная структура) и примат бельканто над театральной достоверностью. В лучших зрелых операх Доницетти и, особенно, в творчестве раннего Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) намечается тенденция к более дифференцированной обрисовке характеров и к большей связности и динамике в развитии драматического действия. В зрелых операх Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) принцип разделения речитатива и арии заменен так называемой бесконечной мелодией и высокоразвитой системой лейтмотивов (см. ЛЕЙТМОТИВ). В своих последних операх «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1893) от номерной структуры отказывается и Верди; его примеру следуют представители веризма (см. ВЕРИЗМ) во главе с Дж. Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо). Тенденция к большей гибкости формы и психологически правдивой передаче эмоций и страстей присуща и французской опере того времени («комическая опера» «Кармен» Ж. Бизе (см. БИЗЕ Жорж), лирические драмы Ж. Массне (см. МАССНЕ Жюль) и К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль).
Новые оперные школы
В 19 в. на востоке Европы сложились новые значительные оперные школы — русская, чешская, позднее также польская, венгерская и др. На ранних этапах становления они опирались на национальную историю и фольклор и в то же время активно ассимилировали западноевропейский опыт. Это новое течение породило ряд шедевров, среди которых выделяется «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович). В 20 в. способность традиционных оперных форм к обновлению и развитию была убедительно доказана творчеством таких композиторов, как Р. Штраус (см. ШТРАУС Рихард), Л. Яначек (см. ЯНАЧЕК Леош), А. Берг (см. БЕРГ Альбан) ,С. С. Прокофьев (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Б. Бриттен (см. БРИТТЕН Бенджамин), И. Ф. Стравинский (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) (примечательны его «Похождения повесы» — ироничный опыт воскрешения номерной оперы в духе 18 в.) и др. Вместе с тем в 20 в. возникло множество новых жанров музыкально-театрального искусства, в т. ч. камерная опера, рок-опера (см. РОК-ОПЕРА) , различного рода экспериментальные и синтетические формы.

Энциклопедический словарь. 2009.

Синонимы:

Смотреть что такое "опера" в других словарях:

  • опера — См. зрелище, песнь из другой оперы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опера зрелище, песнь; зингшпиль, пастиччо, рок опера Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ОПЕРА — (ит., от лат. opus труд). Драматическое представление, текст которого поется с аккомпанементом инструментальной музыки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОПЕРА драматическое произведение, действующие… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОПЕРА — (итал. opera букв. сочинение), музыкально театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Опера — (итальянское opera, буквально сочинение), вид музыкально театрального искусства; произведение, основанное на синтезе музыки, слова и сценического действия. Возникла в Италии на рубеже 16 17 вв. (смотри Флорентийская камерата). Состоит из… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ОПЕРА — ОПЕРА, оперы, жен. (итал. opera от лат. мн. opera творения). 1. Музыкально вокальное произведение в драматической форме; драматическое произведение, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра. Лирическая опера. Комическая… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОПЕРА — все равно что супруг с иноземным титулом: содержать его дорого, понять трудно, поэтому лезешь из кожи, чтобы не ударить лицом в грязь. Кливленд Амори Главная цель постановщика оперы устроить так, чтобы музыка никому не мешала. Видоизмененный… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Опера — (opera итал., Орег нем., opera франц.) художественно драматическая форма театральных представлений, в которойречь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическоедействие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ОПЕРА — ОПЕРА, ы, жен. 1. Музыкально драматическое произведение, в к ром действующие лица поют в сопровождении оркестра. Русская классическая о. Новая постановка оперы. 2. Представление такого произведения на сцене. Петь в опере. Солист оперы. Билет на… …   Толковый словарь Ожегова

  • ОПЕРА — жен., итал. музыкальное драматическое сочиненье, на данные слова, которые зовут либретто, текст. Оперные певцы. Оперист, сочинитель опер; оперистка, оперная певица. Оперетка ·умалит. подходит иногда ближе к водевилю. Толковый словарь Даля. В.И.… …   Толковый словарь Даля

  • Опера — (итал. opera, букв. – сочинение) – музыкально театральное произведение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальную музыку, сценическое и декоративное искусства. Состоит из арий, речитативов, вокальных ансамблей, хоров,… …   Энциклопедия культурологии

  • опера — ОПЕРА, ы, ж. 1. Какое л. ложное действо, подстроенная сцена. 2. Скандал. Я ему устрою вечером такую оперу, мало не покажется (закачу скандал) …   Словарь русского арго

Книги

  • Опера, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1125 руб
  • Опера Гарнье, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Парижская опера (фр. Op?ra de Paris), то же, что… Подробнее  Купить за 950 руб
  • Опера нищего. Полли, Джон Гей. Дилогия ОПЕРА НИЩЕГО и ПОЛЛИ - это взаимосвязанные единым сюжетом комедии; сюжет был навеян подлинными событиями, происшедшими в лондонской тюрьме. Раскрывая неразрывную связь между… Подробнее  Купить за 210 руб
Другие книги по запросу «опера» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»