МАКОШЬ (альтернативный подход)

МАКОШЬ (альтернативный подход)
МАКОШЬ (альтернативный подход)
МА́КОШЬ, главная, самая древняя и самая значительная славянская богиня, родоначальница всех славянских богов. Наименее изучена исследователями. Антропоморфный облик ее появляется уже в верхнем палеолите (так называемые «палеолитические Венеры», например, головка из местечка Дольни Вестоницы в Моравии, ЛИКЪ МАГУЖИ).
Имеет также зооморфный облик Медведицы. Камни, ее воплощающие, могут нести также отпечаток когтистых медвежьих лап. Ее именем названо центральное созвездие карты звездного неба — Малая Магужь (Малая Медведица), что подчеркивает системообразующую роль Макоши.
Макошь — центральное божество храма Макоши, и потому связанную с ней начальную религию можно рассматривать как исторически первую форму индоевропейского монотеизма.
Из истории проблемы

Из отечественных исследователей впервые (1804) о Макоши заговорил А. С. Кайсаров (см. КАЙСАРОВ Андрей Сергеевич). У него она фигурирует еще как бог-мужчина: «Макош или Мокош. Какую должность отправлял этот бог у русских, до сих пор еще неизвестно. Нестор (см. НЕСТОР (летописец)) не говорит о нем ничего более, как что Владимир Великий (см. ВЛАДИМИР Святославич) велел соорудить истукан Макоша в Киеве и приносить ему жертвы. Г. Гютри думал, что русский Макош был Магогом (см. ГОГ И МАГОГ) в Библии. Мы не имеем причин согласиться с этим мнением, и я предоставляю другому исследовать, справедливо ли оно, и много ли находится сходства между обоими лицами, кроме их имени? Макош называется иногда и Мокаша». В том же 1804 Г. А. Глинка в Митаве издал книгу, где Макошь с именем Могошъ также полагается мужчиной, однако он допускает варианты Макошь, Макоса, «что все истолковывается словом Могущь». О нем он пишет: «И сей по Нестору есть так же бог скотов; однако ж надобно заметить различие между Могошем и Велесом (см. ВЕЛЕС). Первый крупного скота бог, другой же мелкого, как-то овец, коз и проч.». А. С. Фаминцын (см. ФАМИНЦЫН Андрей Сергеевич) приводил о Макоши только три цитаты: из Нестора о том, что Макошь наряду с другими богами стояла в Киеве на Подоле вне двора теремного, из Григория Богослова — о том, что «богам требу кладут и творят вилам и Мокошьи», и из церковных поучений — о том, что славяне молятся вилам и Мокоши. Собственного мнения об этом божестве у него не было, пол божества предоставлялось толковать читателю. Д. О. Шеппинг (1849) также не определяет пол: «О Мокоше, или Мокошле известно только, что кумир его находился в Киеве, но какое это божество, определить трудно. Вацерад называет его богом дождя; Коллар же описывает его получеловеком, полурыбою, что дает некоторое сходство с чудом морским; в позднейшее же время обоготворяли его в значении бога дождя и сырости, и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. В христианстве это перенесено на пророка Илью, которого называют мокрым». Таким образом, в 19 в. Макошь представлялась мужчиной и сближалась со всем мокрым, брались источники последнего тысячелетия.
Трактовки 20 века
В 20 в. предпринимаются попытки выяснить функции Макоши. Так, К. М. Гальковский приводит вначале христианские источники, упоминающие Макошь, а затем дает сведения о ней: «Имя это, вероятно, заимствовано откуда-то, но нельзя указать источник заимствований. Прейс считал Макошь Астартою (см. АСТАРТА), другие считают ее богиней ветров и воды. Е. В. Барсов (см. БАРСОВ Елпидифор Васильевич) полагает, что Макошь — богиня, покровительница овцеводства, пряжи, шерсти, вообще «бабьего хозяйства». Треба ей заключались в том, что при стрижке овец в ножницы кладут на ночь по клоку шерсти. Когда неостриженные овцы вытирают шерсть, то говорят: «Ой, Мокуша остригла овец». После всех толкований слово Мокошь остается темным и необъяснимым. — Если отождествить Макошь с Мокушь, то в 16 в. этим именем называли знахарку... Чехи почитали Мокошь божеством дождя и сырости и к нему прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи… — Возможно, что Мокошь заимствована нашими предками от финнов: Мокша правый приток Оки, где еще не так давно обитали финны.
Выскажем нашу личную догадку относительно Мокоши. В слове Златоуста обличаются те, кто «начаша жрети… Витам и Мокоши, упирем и берегыням». Вилы — это русалки, души умерших женщин; берегини, вероятно, то же самое; упыри, несомненно, покойники. Очень возможно, что и Мокошь, упоминаемая среди названий умерших, также дух умершего, скорее обитавшего в воде, чем на суше». То есть имя Макошь опять этимологизируется от слова «мокрый» и сближается с русалками.
Наиболее полно исследовал этот образ академик Б. А. Рыбаков (см. РЫБАКОВ Борис Александрович). Он характеризовал ее так: «МАКОШЬ. («Мать урожая» Макошь). Древняя богиня земли («Мать-сыра-земля») и плодородия. Дополнением к ней служат «вилы» — русалки, обеспечивающие орошение нив росою. В архаической русской ритуальной вышивке изображается между двумя роженицами — Ладой и Лелей. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери»). На збручском идоле изображена на главной лицевой грани с турьим «рогом изобилия». У Рыбакова ей предшествуют Перун (см. ПЕРУН (альтернативный подход)), Стрибог (см. СТРИБОГ) (он же Род-Святовит-Сварог) и Дажьбог. Кроме того, у него есть текст с обоснованием этого имени: «Макошь (Макошь-дива). Макошь почти всегда упоминается в источниках рядом с вилами-русалками. Этимология имени этой богини связана со словом «къшь», «кощь», обозначающим «жребий», «судьбу», а также являющимся корневой основой слов, обозначающей различные емкости для зерна: «кошь» — корзина, возок для снопов; «кошьница», «кошуля» — плетеные из прутьев емкости. Плетеные возки для снопов изестны по археологическим глиняным моделям со времен энеолита. Плетеный закут для овец назывался «кошарой». В русской ритуальной вышивке 19 в. на полотенцах-«набожниках» Макошь изображалась как центральная фигура всей композиции, подтверждая слова одного из средневековых поучений, что русские люди «кланяются, написавши жену в человеческий образ». На полотенцах для весенних обрядов Макошь изображена с воздетыми к небу руками, как бы молящая верховное божество оросить дождями вспаханные и засеянные поля. К дням летнего солцестояния (Иван-Купала), когда земля уже почти вырастила новые колосья, Макошь изображалась окруженной солнечными кругами и с руками, указующими на землю. Все это дает право считать Макошь очень древним земледельческим божеством, «матерью урожая» богиней жизненных благ и изобилия. На протяжении средневековья происходило оттеснение Макоши христианской богородицей и замена ею древней языческой богини. Культ Макоши превратился в культ христианской Параскевы-Пятницы и в этом виде сохранился на русском Севере вплоть до начала 20 в.
Заслугой Рыбакова является привлечение русской ритуальной вышивки, где имеется изображение Макоши. Дальнейшее продвижение в данной проблеме было связано с исследованиями В. А. Чудиновым (см. ЧУДИНОВ Валерий Алексеевич) священных камней — нового вида исторических источников.
Этимология имени

Имя богини связано с магией и, прежде всего, с магией посвящения детей в полноценных членов родовой общины после прохождения ими обряда инициации. На камнях зафиксированы все варианты этого названия профессии, которые постепенно привели к имени собственному: МАГИНЯ-МАГУЖЬ-МАГАЖЬ-МАКАЖЬ-МАКОЖЬ-МАКАШЬ-МАКОШЬ-МОКАШЬ. Лишь последний вариант имени дал основания для неверных его сближений со словами МОКНУТЬ, МОКРЫЙ, переразлагать его на слова МА-КОШЬ в смысле МАТЬ-КОШЕЛКА, сближать с культом Параскевы-Пятницы. В Литве это имя трансформировалось далее до форм МОКАС-МОКАЙ. В Белоруссии и средневековой Руси ее камни имели названия СВЯТА ПАНИ, но по мере вытеснения на Руси из обихода слова «пан», «пани» это название забылось. Но оно высекалось на камнях как С-ТЕ ПАНИ, что позже привело к названию данных камней СТЕПАНЫ на Руси и СЦЯПАНЫ в Белоруссии. Возможно, что от этого названия образована фамилия Стопани.
Камни Макоши
Вмещающие или воплощающие камни Макоши (то есть внехрамовые, посвященные только ей) связаны с представлении о целебных силах (водой с камня Макоши по поверьям можно лечить огромный круг болезней; это же дало возможность понимать Макошь как повелительницу всякого водного лечения и блага), а также с «наукой», то есть знаниями преимущественно сексуального свойства для молодежи. Таких камней по сравнению с вмещающими камнями других славянских богов большинство. Именно они почитались более всего; после принятия христианства некоторые из них подверглись крещению. Камни, допущенные до христианского обряда князем Ярославом, получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, такие же камни, на которых по приказу Полоцкого князя Бориса выбивались кресты, получили название БОРИСОВЫ КАМНИ. Лик Макоши в виде плиты, на котором по просьбе сына Бориса, Полоцкого князя Рогволода, царь-жрец повелел выбить крест и подарить христианскому храму, носит название РОГВОЛОДОВА КАМНЯ. Имена православных князей, а также наличие на многих камнях выбитых там христианских крестов не должно затмевать языческую их суть, их посвящение главной славянской богине. Существовал обычай на языческие праздники выносить камни из храмовой ризницы и выставлять их народу как святыню. Даже в христианское время существовал обычай обмениваться камнями — так в наши дни христианские храмы на время обмениваются иконами. Очевидно, мягкое поле камней Макоши ценилось очень высоко. Камни Макоши в Литве имеют особые названия — МАКАСЫ или МАКАИ, что в народном сознании уже не связано с Макошью.
Имеются и более мелкие, весом от десятков килограммов до нескольких центнеров представительские камни Макоши, которые не просто находятся в храмах Макоши, но задают главное направление, на север, возможно, на историческую прародину славян в Гиперборее. Эти камни обозначали одно из восьми направлений (север), находясь между камнями ХРАМА МАКОШИ (на северо-западе) и камнями МАСКИ (на северо-востоке).
Существовал и третий тип камней Макоши — камни-указатели. За ними не числились никакие целительные свойства, и они не переносились на иные места и не пользовались почитанием. Их назначение — показывать дорогу к храму Макоши. Некоторые из этих камней принимали зооморфный облик Макоши — облик медведицы (камень горы Собутки в Польше). На других были написаны возможные поучения верующим типа: ЧТИ ЧЕЛО КАМЕННОЕ, НО И ТЕЛО ЕЕ МАГУЖЬЕ. Очевидно, в храме, дорогу к которому указывал данный камень, находился каменный лик Макоши, причем моделировано было не только лицо, но и тело. Главное все-таки в ее камнях (кроме указателей) не соответствие облику (зоо- или антропоморфному), а наличие сильного, но мягкого поля.
Со временем камни-указатели стали расти в размерах, и им придавали все большее сходство с зооморфным ликом Макоши. Постепенно они превратились в огромные монументы, один из которых обнаружен на севере.
Зооморфный лик Макоши
В качестве зооморфного лика Макоши использовалось изображение белой медведицы полностью, либо только голова, либо даже следы лап («пятерня» с близко посаженными короткими пальцами). Существовали и плоские камни, чей профиль передавал черты белой медведицы.
Антропоморфные лики Макоши
Так называемый «вмещающий» камень Макоши мог представлять собой либо просто валун, либо зооморфный или антропоморфный лик богини. По сути дела это был храм из одного камня, где можно было молиться, исцеляться, наполняться любовью к противоположному полу и желать образования крепкой семьи с чадами. Антропоморфные лики с 19 в. археологи находили в слоях палеолита и называли их «палеолитическими Венерами». Наиболее известна так называемая «Венера из Виллендорфа», хранящаяся в музее Вены и насчитывающая около 26 тыс лет. Материал — тонкозернистый известняк, высота 11 см. Удивительная особенность этого изображения – отсутствие моделировки лица. Большинство ликов Макоши именно таковы. Нет проработки лица и на лике из Словении античного времени.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МАКОШЬ (альтернативный подход)" в других словарях:

  • МАРА (альтернативный подход) — МАРА, в славянской мифологии богиня болезней и смерти, третья в троице ранних славянских богов (наряду с Макошью (см. МАКОШЬ (альтернативный подход)) и Родом (см. РОД (альтернативный подход))). Варианты имени – МОРА, МОРЕВНА, МУРА, МАРЕНА, МАРИНА …   Энциклопедический словарь

  • РОД (альтернативный подход) — РОД, славянский бог, покровительствовал не только рождению людей и знал всю их судьбу, но в его мастерских изготавливались все охотничьи, сельскохозяйственные и строительные орудия, а на открытых площадках производились астрономические наблюдения …   Энциклопедический словарь

  • СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ (альтернативный подход) — СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, наиболее древняя мифология и религия Евразии, сложившаяся еще во времена среднего палеолита. Первоначально представляла собой монотеизм (веру в одного бога), но со временем перешла в политеизм (веру во многих богов).… …   Энциклопедический словарь

  • РУНЫ СЛАВЯНСКИЕ (альтернативный подход) — РУНЫ СЛАВЯНСКИЕ, в начале 19 в. под рунами (см. РУНЫ (вид письма)) понималась только германская средневековая письменность, но в конце века было дешифровано тюркское орхоно енисейское письмо, которое тоже стало называться руническим. Исследование …   Энциклопедический словарь

  • ХРАМ (языческий) — ХРАМ (языческий), исходным прототипом был языческий храм славян. Слово ХРАМ или ХОРОМ имеет корень ХОР, означающий Солнце. Первоначально храм представлял собой круг на земле, по кругу стоял и хор из жрецов. Со временем даже в открытом храме,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»