М (в авиации) это:

М (в авиации)
М (в авиации)
М, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро В.М. Мясищева (см. МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович), с 1978 — Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ «Мясищев», г. Жуковский-5, Московская область).
История фирмы началась в 1951, когда профессор Московского авиационного института, авиаконструктор В.М. Мясищев обратился И.В. Сталину с предложением создать стратегический бомбардировщик дальностью полета 11—12 тысяч км. 24 марта 1951 для решения этой задачи было создано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М. Мясищева.
Самолет М-4, оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями, был спроектирован и построен через два года. На М-4 была отработана система дозаправки самолетов в воздухе. Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М (М-6). На самолетах М-4 и 3М было установлено 19 мировых рекордов. В середине 1950-х гг. перед ОКБ была поставлена задача создания сверхзвукового стратегического ракетоносца. Выбранная компоновка — длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя турбореактивными двигателями — потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил первый полет в 1959. Одновременно разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «земля-земля». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва систем ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой самолет М-57. В 1957—1960-е гг. в КБ Мясищева были разработан проект первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н. Челомея (см. ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич).
Лишь в ноябре 1966 Мясищеву удалось добиться воссоздания своего конструкторского бюро. Он стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в Жуковском, образованного на территории бывшей летно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23. Авиазавод в Филях, являвшийся раньше частью фирмы Мясищева, был перепрофилирован для создания ракетной техники. Под руководством Мясищева на ЭМЗ проводились работы по увеличению дальности полета Ил-62, по использованию в авиации композиционных материалов, проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
В 1976 предприятие было включено в состав НПО «Молния», которое осуществляло работы по созданию космического корабля «Буран». На ЭМЗ были разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного спасения, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования «Бурана». В 1981 совершил первый полет специализированный самолет-носитель, созданный на базе бомбардировщика 3М. Этот самолет, получивший обозначение ВМ-Т «Атлант (см. АТЛАНТ (самолет))», предназначался для транспортировки с заводов-изготовителей на космодром Байконур элементов конструкции ракеты-носителя «Энергия (см. ЭНЕРГИЯ (ракета-носитель))» массой до 40 т и диаметром 8м и космического корабля многоразового использования «Буран (см. БУРАН (космический корабль))». Перевозка грузов осуществлялась на «спине» самолета «Атлант», причем размеры грузов в два с лишним раза превосходили диаметр фюзеляжа самолета-носителя. В процессе проектирования «Атланта» впервые в мировом и отечественном авиастроении были решены проблемы создания компоновки, обеспечивающей эксплуатацию самолета в пяти разных конфигурациях (с четырьмя различными видами грузов и без груза). В 1990 на этом самолете установлено более 20 мировых рекордов высоты, скорости полета и скороподъемности. В 1982 совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 «Стратосфера». Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» приспособлен для ведения высотной экологической разведки, восстановления озонового слоя, противоградовой защиты.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "М (в авиации)" в других словарях:

  • СУ (в авиации) — СУ, марка самолетов, разработанных в Опытно конструкторском бюро (ОКБ) П.О. Сухого (см. СУХОЙ Павел Осипович) (ныне холдинг «Сухой»). Холдинг «Сухой» ведущая российская компания, занимающаяся разработкой, производством, маркетингом, обучением… …   Энциклопедический словарь

  • ИЛ (в авиации) — ИЛ, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро С.В. Ильюшина (см. ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович), ныне Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, который является одним из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники.… …   Энциклопедический словарь

  • ЛА (в авиации) — ЛА, марка самолетов истребителей, разработанных конструкторским бюро С.А. Лавочкина (см. ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич) ныне Научно производственное объединение имени С.А. Лавочкина (НПО «Лавочкин»), которое специализируется на создании… …   Энциклопедический словарь

  • МИ (в авиации) — МИ, марка вертолетов, разработанных в Опытно конструкторском бюро (ОКБ) М.Л. Миля (см. МИЛЬ Михаил Леонтьевич) (с 1970 Московский вертолетный завод имени Миля). История предприятия началась в в 1947, на МВЗ было спроектировано и построено более… …   Энциклопедический словарь

  • ТУ (в авиации) — ТУ, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро А.Н. Туполева (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) (ныне ОАО «Туполев). В 1922 1942 самолеты Туполева называли АНТ (см. АНТ). Датой образования конструкторского бюро Туполева считается 22… …   Энциклопедический словарь

  • Вариометр (в авиации) — Вариометр (от лат. vario ‒ изменяю и ...метр) в авиации, пилотажный контрольно измерительный прибор, показывающий скорость изменения высоты полёта. В основу его работы положено измерение разности атмосферного давления в манометрической коробке,… …   Большая советская энциклопедия

  • Бочка (в авиации) — Бочка фигура пилотажа, поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов одинарная, полуторная и многократная, по наклону… …   Википедия

  • 1927 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1948 год в авиации —    Годы в авиации XIX век 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • …   Википедия

  • 1958 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «М (в авиации)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»