ЛА (в авиации) это:

ЛА (в авиации)
ЛА (в авиации)
ЛА, марка самолетов-истребителей, разработанных конструкторским бюро С.А. Лавочкина (см. ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич) — ныне Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина (НПО «Лавочкин»), которое специализируется на создании непилотируемых средств для исследования космоса и военной ракетной техники. Предприятие расположено в городе Химки. История авиакосмической фирмы Лавочкина началась в апреле 1937, когда мебельную фабрику в подмосковных Химках было решено передать в ведение Наркомата оборонной промышленности для организации на ее базе авиационного производства. Задачей созданного номерного завода (№ 301) стало освоение производства лицензионных французских легких истребителей «Кодрон». Позднее было получено и задание на выпуск учебно-тренировочного самолета УТ-2 конструкции А.С. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич). Эти самолеты собирались из деревянных конструкций.
В мае 1939 в СССР был проведен конкурс на создание новых боевых самолетов. Одним из лучших был признан проект скоростного истребителя ЛАГГ-1, который был разработан В.П. Горбуновым (начальник 4-го отдела 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности), С.А. Лавочкиным и М. И. Гудковым (инженеры этого отдела). Базой для создания опытных образцов этого самолета стал завод № 301. В сентябре 1939 на заводе было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ), возглавляемое тремя главными конструкторами — Горбуновым, Лавочкиным, Гудковым. На государственных испытаниях опытный образец самолета достиг наивысшей (среди истребителей с однотипным мотором) скорости полета 605 км/ч. Самолет отличался цельнодеревянной конструкцией с применением дельта-древесины, особо прочного и нового в те годы материала, крылом с внутренним топливным баком, мощным вооружением, высокой скоростью. В конце 1940 было принято решение о серийном производстве истребителя ЛАГГ-3. Затем пути конструкторов разошлись, каждый из них возглавил собственное конструкторское бюро.
ОКБ во главе с Лавочкиным в 1940 было переведено в Горький (ныне Нижний Новгород), где началось серийное производство ЛАГГ-3. К началу Великой Отечественной войны в войска поступило 300 таких истребителей. Результаты воздушных единоборств в развернувшихся боевых действиях определяли направления творческого поиска ОКБ Лавочкиным. Прежде всего, конструкторы уделяли внимание более мощным авиационным двигателям и улучшению аэродинамических форм самолета.
Не сокращая производства, Лавочкин сумел перейти на выпуск нового самолета, одновременно продолжая его совершенствовать. В сентябре 1942 полки новых истребителей Ла-5 с успехом приняли участие в Сталинградской битве (см. СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА). В боях на Курской дуге они превзошли немецкие истребители Мессершмитт (см. МЕССЕРШМИТТ Вилли)-109 и Фокке-Вульф (см. ФОККЕ-ВУЛЬФ)-190. Принятый на вооружение в 1944 Ла-7 был признан одним из лучших истребителей Второй мировой войны. На фронт было отправлено 22 тысячи самолетов марки Ла, каждый третий истребитель ВВС СССР был конструкции Лавочкина. В 1944 ОКБ Лавочкина было награждено орденом Ленина. В победном 1945 конструкторское бюро Лавочкина вернулось в Химки, подмосковный завод №301 вновь стал его опытной базой.
В послевоенные годы были созданы истребители сопровождения — цельнометаллические поршневые самолеты Ла-9 и Ла-11, с мощным вооружением и увеличенной дальностью полета. Они составили костяк советской истребительной авиации второй половины 1940-х — начала 1950-х гг., участвовали в боевых действиях в Китае и Корее. В эти же годы лавочкинцы приступили к созданию истребителей с реактивными двигателями. Работы выполнялись совместно с ведущими научно-исследовательскими институтами авиационной промышленности (ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ). Апробирование различных типов реактивных двигателей (конструкций В.П. Глушко (см. ГЛУШКО Валентин Петрович), М.З. Бондарюка (см. БОНДАРЮК Михаил Захарович), В.Н. Челомея (см. ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич)), поиск оптимальной формы крыла и аэродинамической компоновки самолета привели к появлению более десятка реактивных самолетов.
К 1947 был создан истребитель Ла-160 — первый отечественный самолет со стреловидным крылом. Продолжением этой работы стал самолет с крылом большой стреловидности — Ла-176, на котором летчик-испытатель О.В. Соколовский (см. СОКОЛОВСКИЙ Олег Викторович) 26 декабря 1948 первым в СССР достиг скорости звука в полете со снижением.. В этом же году на вооружение поступил серийный реактивный истребитель Ла-15. Затем был создан всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200 (1951), а в 1957 — истребитель Ла-250 («Анаконда»), оснащенный ракетами класса «воздух-воздух» с головками самонаведения, также созданными в конструкторском бюро Лавочкина. Автоматические самолеты-мишени и фоторазведчики Ла-17 в различных модификациях выпускались серийно более 30 лет.
В послевоенные годы ракеты военного назначения стали важной частью работ ОКБ завода №301. В 1950 Лавочкин получил задание создать ракетную систему ПВО для защиты крупных индустриальных центров и, прежде всего, Москвы. К 1955 вокруг столицы появились защитные «кольца» системы ПВО С-25 «Беркут» с зенитными управляемыми ракетами (В-300 и В-500). Более 20 лет модификации этих ракет находились на боевом дежурстве. За работы по созданию ракет для ПВО Москвы коллектив ОКБ и завод были награждены орденом Трудового Красного Знамени (1956).
В 1955—1957 была разработана ЗУР для системы ПВО «Даль», предназначенная для борьбы с целями на высотах до 30 км и в радиусе до 180 км. Главные особенности этой системы — наклонный пуск, новая наземная стартовая часть. Оснащенная ЭВМ, система «Даль» позволяла производить одновременное слежение и наведение 10 ракет по 10 целям, а также автоматически переключаться на самонаведение при захвате цели радиолокационной головкой.
В 1957 была создана первая в мире межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря» с прямоточно-воздушными ракетными двигателями. Она была оснащена помехоустойчивой астронавигационной системой управления, имела скорость полета 3300—3400 км/ч, высоту прохождения над целью 25—26 км, дальность полета в 8 тысяч км и могла совершать маневр в любой заданный момент времени. Опередившая время эта уникальная разработка стала последней работой конструктора Лавочкина. 9 июня 1960 он скончался от сердечного приступа на южном полигоне Сары-Шаган во время испытаний ракеты комплекса ПВО «Даль». После его смерти предприятие в Химках получило новое название — машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина.
В 1962—1964 завод являлся филиалом ОКБ-52 В.Н. Челомея, занимался созданием ракет для военно-морского флота (противокорабельные ракеты, ракеты «Аметист»). В 1965 завод был передан Министерству общего машиностроение, которое, в частности, занималось и освоением космоса. С.П. Королев (см. КОРОЛЕВ Сергей Павлович) возложил на лавочкинцев задачи по созданию автоматических космических станций для исследования Луны, Венеры, Марса, искусственных спутников Земли, станций, выводимых в космос для решения прикладных задач. Тогда же главным конструктором ОКБ имени Лавочкина стал Г.Н. Бабакин (см. БАБАКИН Георгий Николаевич). С именем Бабакина связана наиболее яркая страница в истории освоения космоса с помощью автоматических станций.
Уже 3 февраля 1966 созданная на предприятии имени Лавочкина автоматическая станция «Луна-9» впервые совершила мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь. Станции нового поколения «Луна (см. ЛУНА (межпланетная станция))-16», «Луна-20» доставили на Землю образцы лунного грунта. В 1970 самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, совершил длительный многокилометровый рейд по Луне.
Начиная с 1967 к Венере стартовали космические межпланетные станции «Венера (см. ВЕНЕРА (межпланетная станция))-4», «Венера-5», «Венера-6», «Венера-7», созданные под руководством Бабакина. Посадочному аппарату станции «Венера-7» (1970) впервые удалось передать данные о температурном режиме, давлении, газовом составе атмосферы планеты. В конце 1960-х гг. лавочкинцы начали работать над созданием космических спутников военного назначения. Первый запуск такого спутника состоялся в 1972, уже после смерти Бабакина.
В 1970-е гг. химкинское предприятие, получившее название Научно-производственное объединение имени С.А.Лавочкина, занималось созданием автоматических станций «Марс (см. МАРС (межпланетная станция))-4», «Марс-5», «Марс-6», «Марс-7».
В 1977 главным конструктором, а в 1987 генеральным конструктором и генеральным директором НПО «Лавочкин» стал В.М. Ковтуненко (см. КОВТУНЕНКО Вячеслав Михайлович). Под его руководством были продолжены исследования Венеры, астрофизические обсерватории «Астрон» (1983) и «Гранат» (1989) исследовали галактические и внегалактические источники излучений, звездные объекты, черные дыры, квазары и пульсары. Впервые космические станции «Вега (см. ВЕГА (межпланетная станция))-1» и «Вега-2» передали на Землю изображения ядра кометы Галлея (см. ГАЛЛЕЯ КОМЕТА).
Для исследования планет и малых тел (комет и астероидов) Солнечной системы с 1985 создавался унифицированный марсианский космический аппарат, получивший название «Фобос», а для астрофизических наблюдений — «Спектр» спутникового типа. Программа «Спектр» стала главным направлением работы фирмы в 1980—1990-х гг. В 1988 к Марсу стартовали космические аппараты «Фобос-1» и «Фобос-2». Первый аппарат потерпел аварию на подлете к цели, а «Фобос-2» успешно достиг цели. Его 200-суточный перелет к Марсу, сближение со спутником Красной планеты, проведенные исследования внесли значительный вклад в копилку знаний о Солнце, Марсе и Фобосе. В 1980—1990-е гг. сбыли осуществлены успешные запуски искусственных спутников Земли серии «Прогноз» для изучения механизма солнечно-земных связей и физических процессов в космической плазме. С середины 1990-х гг. в НПО «Лавочкин» начались работы по созданию универсального разгонного блока «Фрегат» с двигательной установкой многократного запуска. В 2000—2003 было проведено несколько успешных запусков блока «Фрегат» в составе ракеты-носителя «Союз» («Союз-Фрегат»), что позволило вывести на околоземные и межпланетные траектории отечественные и международные космические аппараты различного назначения.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ЛА (в авиации)" в других словарях:

  • Планирование в авиации — равномерное движение авиационного ЛА по прямолинейной полого нисходящей траектории. Характеризуется непрерывной потерей высоты, строго ограниченной дальностью полёта и её зависимостью от начальной высоты и аэродинамических качеств ЛА …   Словарь военных терминов

  • 1948 год в авиации —    Годы в авиации XIX век 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • …   Википедия

  • 1943 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1919 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1909 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1912 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1947 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1936 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • Ла Гардиа Фиорелло Генри — Ла Гардиа (La Guardia) Фиорелло Генри (11.12.1882, Нью Йорк, ≈ 20.9.1947, там же), политический деятель США. Получил юридическое образование в Нью Йоркском университете (1910). В 1916 был избран член палаты представителей конгресса по списку… …   Большая советская энциклопедия

  • Ла Гардиа — (La Guardia)         Фиорелло Генри (11.12.1882, Нью Йорк, 20.9.1947, там же), политический деятель США. Получил юридическое образование в Нью Йоркском университете (1910). В 1916 был избран член палаты представителей конгресса по списку… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ЛА (в авиации)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»