КОНСТИТУТИВНОЕ И РЕГУЛЯТИВНОЕ это:

КОНСТИТУТИВНОЕ И РЕГУЛЯТИВНОЕ
КОНСТИТУТИВНОЕ И РЕГУЛЯТИВНОЕ
КОНСТИТУТИ́ВНОЕ И РЕГУЛЯТИ́ВНОЕ (нем. konstitutiv und regulativ от лат. constitutivus – определяющий, и regulare – направлять), термины кантовской (см. КАНТ Иммануил) философии. Конститутивными Кант называет такие основоположения, которые, будучи субъективными принципами познания, в то же время учреждают определенные формы предметности, подчиняя вещи своим предписаниям. Любое конститутивное основоположение является в силу этого онтологическим принципом, выражающим законосообразные формы сущего. Действенность конститутивных принципов простирается, по Канту, не далее предметов возможного опыта. Регулятивные положения заставляют человека смотреть на вещи так, как если бы они подчинялись их предписаниям, однако в действительности не определяют сами объекты, оставаясь исключительно субъективными принципами. Имея характер гипотез, регулятивные принципы направляют человеческое познание на отыскание глубинной основы природных законов. Конститутивные принципы связаны с формами чувственности и рассудка, так как и чувственная, и рассудочная способности оказываются, по Канту, в числе необходимых условий данности предметов опыта, регулятивные же – разума. Однако и конститутивные основоположения рассудка конститутивны по-разному. «Аксиомы созерцания» и «антиципации восприятия» конститутивны для созерцания, «аналогии опыта» – лишь для таких созерцаний, которые могут стать объектами восприятия. Высшим регулятивным принципом человеческого познания является идея Бога (идеал чистого разума). Она нацеливает рассудок на поиски абсолютного единства всех природных законов.
Литературу см. при ст. Кант (см. КАНТ Иммануил).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "КОНСТИТУТИВНОЕ И РЕГУЛЯТИВНОЕ" в других словарях:

  • конститутивные и регулятивные принципы —         КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (от лат. constituere устанавливать и regulare приводить в порядок, налаживать) одноносятся к числу из важнейших понятий критической философии Канта. Наряду с принципами, Кант различал также… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… …   Философская энциклопедия

  • РАЗУМ —         см. Рассудок и разум. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. РАЗУМ …   Философская энциклопедия

  • ЦЕЛЬ —         один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… …   Философская энциклопедия

  • Кант Иммануил — (1724 1804), родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кёнигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). В 1747 1755 разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной …   Энциклопедический словарь

  • цель — и; ж. 1. Объект для попадания при стрельбе или метании. Воздушная ц. Движущаяся ц. Выйти на ц. Стрелять в ц., по цели. Точно выбрать, поразить ц. Целью поражения служат военные объекты и живая сила противника. Попасть в ц. (также: сказать или… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»