КАНТИАНСТВО это:

КАНТИАНСТВО
КАНТИА́НСТВО -а; м. Философское учение, основанное И. Кантом и признающее существование вещей вне человеческого сознания, недоступных познанию.
* * *
КАНТИАНСТВО
КАНТИА́НСТВО, условное обозначение совокупности философских учений, систем и идей, берущих начало или примыкающих к критической философии Канта. (см. КАНТ Иммануил)
Появление основных трудов Канта произвело сильнейшее впечатление на современников, на них пишутся многочисленные рецензии, они оживленно обсуждаются на страницах популярных газет и журналов, специализированных периодических изданиях, некоторые из которых (в Йене, Галле) становятся рупорами и пропагандистами кантовских идей. Крупнейшие немецкие философы, ученые, публицисты и поэты сравнивают Канта с Моисеем (см. МОИСЕЙ (пророк)), Сократом (см. СОКРАТ) или Лютером (см. ЛЮТЕР Мартин), а его труды называют «бессмертными», «гордостью и благодатью уходящего столетия» и т.п. Влияние философии Канта вполне определенно просматривается в историко-философских исследованиях (И. Тифтрунк), в теории права (Г. Хуфеланд, А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (криминалист))), философии религии (В. Г. Тиннеманн, Х. Паулюс), в эстетике (Ф. Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг)) и других дисциплинах. Публикуется значительное число специальных работ, посвященных кантовской философии, ее доступному и популярному изложению, в частности «Разъясняющее изложение «Критики чистого разума» И. Г. Шульца (1784, рус. перевод в 1910), «Письма о кантовской философии» К. Л. Рейнгольда , (1786—1787 гг.), в 80—90 гг. 18 века выходят многочисленные «извлечения», комментарии, примечания и энциклопедические словари терминов Канта (Х. Е. Шмидта, Г. Меллина, Ф. Грилло, С. Мутшелле, А. Месса и др.). Вместе с тем, появление такого рода работ было вызвано не только большим пиететом перед творением Канта, глубиной и оригинальностью его философии, но крайней сложностью и неясностью ее языка, трудностями восприятия ее текста, на что жаловались даже самые пылкие поклонники и друзья мыслителя и с чем вынужден был согласиться он сам. Именно это обстоятельство побудило его к написанию в 1784 сжатого и более доступного изложений содержания «Критики чистого разума» в «Пролегоменах», (первоначально имевших заголовок «Популярное извлечение»), а затем и к созданию второго варианта «Критики...» в 1787, где он помимо внесения ряда содержательных изменений попытался «уменьшить затруднения и неясности» в изложении, улучшить его и сделать более понятным, дабы устранить недоразумения, возникшие даже «со стороны сведущих и беспристрастных судей» и помочь «отважным и светлым умам» овладеть его наукой.
Тем не менее, опасениям Канта — оказаться не понятым — суждено было сбыться, подтверждением чему стала уже первая рецензия на «Критику...» Хр. Гарве — И. Федера, (1782), где его точка зрения была отождествлена с идеализмом Беркли. (см. БЕРКЛИ Джордж) Но еще более красноречивым свидетельством тому стали многочисленные работы, посвященные кантовской философии и авторы которых считали себя ее последователями, пытаясь «всего лишь» несколько «исправить» ее недостатки, улучшить» некоторые ее принципы и понятия и т. п. Именно таковой пытался представить свою «элементарную философию» К. Л. Рейнгольд, а С. Бек свою работу 1796 года даже назвал как «Единственно возможную точку зрения, с которой должна оцениваться критическая философия». В этих работах, как и в трудах Г. Э. Шульце-Энезидема, С. Маймона (см. МАЙМОН Соломон), раннего Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) и других немецких философов конца 18 века, если не единственный, то основной недостаток философии Канта усматривался в «догматическом» понятии вещи в себе (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ), т. е. в признании объекта, существующего независимо от субъекта и оказывающего на него воздействие согласно закону причинности. Обнаружив ряд проблем и противоречий, действительно имеющих место в составе кантовских построений, эти мыслители радикальным образом меняли их сущность, гносеологическое содержание и смысл критицизма, превращая его в разновидность субъективного или объективного идеализма. Все это вызвало резкий отпор со стороны самого Канта в «Пролегоменах», во втором издании «Критики...» (особенно в специально написанном разделе «Опровержение идеализма»), а также в целом ряде писем и других работ, в том числе и в публичном «Заявлении по поводу Наукоучения Фихте» 1799, где он решительно выступил против своих мнимых сторонников и друзей, а по существу проложил водораздел между своей философией и ее мнимыми последователями, включая будущих представителей немецкой классической философии, «родоначальником» которой стали считать его впоследствии.
В силу названных и ряда других причин к кантианству в строгом смысле слова можно отнести лишь сравнительно небольшое число комментаторов, составителей примечаний и словарей, а также издателей лекций и незавершенных рукописей престарелого мыслителя по педагогике и логике Ф. Т. Ринка и Г. Б. Еше, философская деятельность которых не имела сколько-нибудь самостоятельного и оригинального характера и не позволяет говорить о кантианстве как сколько-нибудь серьезной и оформившейся философской школе или направлении. По этим же причинам в исследовательской литературе используются термины «полукантианство» или «посткантианство», к которым относят эмпирико-психологические трактовки Канта у Я. Фриза (см. ФРИЗ Якоб Фридрих), В. Круга, Ф. Бенеке в Германии, французского популяризатора кантовской философии Ш. Вилле, спиритуалистический эклектизм В. Кузена, (см. КУЗЕН Виктор) неокритицизм Ш. Ренувье (см. РЕНУВЬЕ Шарль), некоторых поздних представителей шотландской школы «здравого смысла» (так называемый «религиозный агностицизм У. Гамильтона) и др. Во второй половине 19 в. появилась довольно многочисленная плеяда текстологов и издателей наследия Канта, его рукописей, писем и черновиков, представителей так называемой кантофилологии (Х. Файингера, И. Эрдмана, Б. Эрдмана, Э. Адикеса, Р.Райке и др.), деятельность которых во многом способствовала заметному оживлению интереса к кантовской философии, созданию Международного Кантовского общества и журнала «Kant-Studien», возникновению и развитию неокантианства и других философских школ и направлений, так или иначе ориентированных на идеи Канта.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "КАНТИАНСТВО" в других словарях:

  • Кантианство — Кантианство …   Википедия

  • КАНТИАНСТВО —         критицизм, 1) учение Канта. 2) Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Появление «критич.» системы Канта вызвало ожесточённую полемику, в ходе которой сложилась группа его сторонников, популяризировавших и защищавших взгляды… …   Философская энциклопедия

  • КАНТИАНСТВО — КАНТИАНСТВО, кантианства, мн. нет, ср. (филос.). Философское направление, исходящее из идеалистической, т.н. критической, философии Канта (1724 1804 гг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • кантианство — философия немецкого философа И. Канта (1724 1804) и его последователей; Кант, признавая существование вещей вне вашего сознания (вещь в себе ), объявляет их непознаваемыми (см. агностицизм); пространство, время, причинность, закономерность он… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Кантианство — ср. 1. Учение основоположника классической немецкой философии И. Канта (1724 1804 гг.). 2. Совокупность учений, примыкающих к учению Канта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • кантианство — кантианство, кантианства, кантианства, кантианств, кантианству, кантианствам, кантианство, кантианства, кантианством, кантианствами, кантианстве, кантианствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • кантианство — канти анство, а …   Русский орфографический словарь

  • кантианство — (2 с) …   Орфографический словарь русского языка

  • Кантианство — учение немецкого философа И. Канта (1724 1804) о познании. Последнее, полагает философ, начинается с опыта, но формируется под воздействием априорных (доопытных) форм восприятия пространства и времени, а также трансцендентальных (выходящих за… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КАНТИАНСТВО — доктрина Канта и его учеников. Принято различать, в частности: 1) кантианцев. учеников и классических комментаторов, таких как Файхингер, Шмид, Бек; иногда критиков, таких как Рейнхольд, Шульц (кон. XVIII в.); 2) посткантианцев,/пытавшихся… …   Философский словарь

Книги

Другие книги по запросу «КАНТИАНСТВО» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»