КАБАЛА (в иудаизме) это:

КАБАЛА (в иудаизме)
КАБАЛА (в иудаизме)
КА(Б)БАЛА́ (др.-евр. kabbalah, букв.— получение), еврейское эзотерическое (см. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ) учение с элементами магии и мистики.
Адепты Каббалы стремятся к постижению высшего смысла Торы (см. ТОРА) и других священных книг иудаизма. С точки зрения этого учения Каббалы, в священных книгах содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется с помощью интуитивного мышления и особой системы символов.
Корни каббалистического учения восходят к первым векам н. э.; в это время на израильской земле и в Вавилонии появляются труды мистического характера, основанные на текстах книги Бытие (см. БЫТИЕ (книга)) и книги пророка Иезекииля (см. ИЕЗЕКИИЛЬ). Мистические представления ранней эпохи встречаются также в некоторых отрывках Талмуда (см. ТАЛМУД (иудаизм)). Одним из важнейших трудов, заложивших основы каббалистического учения, считается «Книга творения» (Сефер Иецира (см. СЕФЕР ЙЕЦИРА)), написанная, по одним данным, между 2 и 6 вв. н. э., а по другим — в 8—9 вв. В ней дается описание тридцати двух элементов мироздания, соответствующих двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти первочислам (т. н. «сфирот», мн. ч. от «сфира»). Со временем сфирот начали обозначать 10 Божественных ипостасей, каждая из которых характеризовалась собственными особыми качествами.
Другими источниками Каббалы были Мидраши (см. МИДРАШ) и произведения гаонов (см. ГАОНЫ) (6—11 вв.), отражавшие магические представления евреев раннесредневековой эпохи.
В 12 в. во Франции и Германии возникло еврейское мистическое учение, проповедовавшее смирение и аскезу (см. АСКЕЗА) и развившее представление о тайне херувимов, в которых усматривалось проявление скрытой Божественной сущности. Представители этого учения были среди тех, кому обязана своим появлением т. н. практическая Каббала — магическая практика, ставившая своей целью взаимодействие с высшими мирами с помощью созерцания тайного смысла Божественных имен, молитв и магических формул.
На формирование Каббалы оказали влияние и нееврейские источники, такие как неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) и гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ). В частности, у неоплатоников была заимствована идея эманации, эволюционировавшая в Каббале в идею происхождения Божественных сущностей (сфирот) из бесконечной и неопределимой Божественной субстанции. То же происхождение, по-видимому, имеет и световая символика Каббалы.
От гностицизма в Каббалу пришло дуалистическое представление о Божественной сущности, в которой различаются бесконечное и непостижимое начало (Эйн-соф) и поддающиеся постижению сфирот — проявления Бога-Творца.
Временем оформления каббалистического учения принято считать рубеж 12—13 вв. Известно о существовании по крайней мере двух групп каббалистов в Провансе этого времени, и именно в этот период появляются первые труды, содержащие явные каббалистические элементы. Первым каббалистом обычно считают Ицхака Сагги Нахора (1165?-1235), составившего каббалистический комментарий к «Сефер Иецира».
Из Прованса Каббала проникает в христианскую Испанию, там центром учения становится Жерона, где составляются комментарии к десяти сфирот и к талмудическим легендам.
К середине 13 в. Каббала достигает в Испании своего расцвета. Не без влияния суфизма (см. СУФИЗМ) (исламская мистика) и исихазма (см. ИСИХАЗМ) (византийская мистика) здесь была создана особая молитвенная традиция, существующая до сих пор. В Кастилии получили развитие каббалистическая демонология и теория об эманациях зла, соответствующих системе Божественных эманаций.
В конце 13 века кастильским каббалистом Моше де Леоном был написан один из основополагающих каббалистических трудов — «Книга сияния (см. ЗОГАР) » (Сефер га-Зогар), которая вошла в число священных книг Каббалы наряду с Библией и Талмудом. Зогар — это сборник мидрашей, объединенных общей темой странствий рабби Шимона бар Йохая (именно ему традиция приписывает авторство этой книги) и его учеников по израильской земле. Темой мидрашей, иногда сопровождаемых каббалистическим комментарием, является познание Божественных тайн. Здесь нашло отражение большинство каббалистических теорий, которые, тем не менее, не были сведены в единую систему.
С точки зрения Зогара, равно как и всей Каббалы, материальный мир есть лишь видимая часть высшего, незримого мира и одновременно его символ. Оба мира взаимосвязаны и между ними есть соответствие, центром которого считается человек. Органы человеческого тела соответствуют десяти Божественным сфирот, и сам человек является участником Божественного творения, ибо с его помощью осуществляется взаимодействие высшей и низшей сфер. Руководством для человека служит Тора, сокровенный смысл которой следует расшифровать, чтобы достичь общения с Богом и постичь мировую гармонию.
В 15 веке каббалистическое учение начинает проникать в Италию; несколько позже, после изгнания евреев из Испании в 1492, появляется множество новых каббалистических центров на территории Европы, Азии и Северной Африки, и среди них одним из самых значительных становится Цфат (город на территории древнего Израиля).
В 15 веке в Европе зародилось движение, утверждавшее христианский смысл Каббалы. Его основоположником был итальянский гуманист Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни). Это движение просуществовало до 18 века, одним из его последователей был знаменитый христианский мистик Якоб Беме (см. БЕМЕ Якоб).
Развитие каббалистической традиции продолжается до настоящего времени: в Польше она была прервана лишь с началом Второй мировой войны, а в современном Израиле каббалистические круги существуют до сих пор.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "КАБАЛА (в иудаизме)" в других словарях:

  • КАБАЛА — (тат.). 1) обязательство свободных людей служить своим заимодавцам, взамен процентов. 2) старинное заемное обязательство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАБАЛА 1) закрепощение, рабство. В прежнее… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КАБАЛА — (др. евр. букв. предание), мистическое течение в иудаизме; соединило пантеистические построения неоплатонизма (учение об эманации и др.) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии. Окончательно оформилась в 13 в. в …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кабала (книга) — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Содержание …   Википедия

  • кабала — I. КАБАЛА ы, ж. cabale f.,> нем. Kabale. 1. Интриги, ковы. Шведские господа, которые кабалу (как в Стокгольме называется) составляют, теперь только маскору сняли и оказались французскими партизанами. Кантемир Рел. 2 163. Он < Мусин… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Книга Кабала — Книга М.Лайтмана «Кабала», изд. 1993 Содержание 1 Книга «Кабала тайное еврейское учение» 2 Зн …   Википедия

  • иудаизм — а; м. Одна из древнейших религий, распространённая среди евреев (иудеев) разных стран мира. ● Иудаизм возник во втором тысячелетии до нашей эры. Культ Яхве бога иудеев, превратился впоследствии в культ единого бога, управляющего миром. Догматы… …   Энциклопедический словарь

  • антропософия — (от антропо... и греч. sophía  мудрость), течение в духовной жизни XX в., исходящее из основанной Р. Штейнером «науки о духе»  сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 Штейнер возглавил… …   Энциклопедический словарь

  • Борхес Хорхе Луис — (Borges) (1899 1986), аргентинский писатель. В фантастической по сюжетам новеллистике, своего рода вымыслах притчах (сборники «Вымышленные истории», 1944; «Алеф», 1949; «Строки бегущих песчинок», 1975) мир предстаёт как особая реальность, а… …   Энциклопедический словарь

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13 16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Роль искусства Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории… …   Энциклопедический словарь

  • НУМЕРОЛОГИЯ — и; ж. [лат. numero считаю и греч. logos учение] Учение, основанное на вере в сверхъестественное влияние на судьбу человека, страны и т.п. сочетаний определённых чисел, цифр. ◁ Нумерологический, ая, ое. Н ие предсказания. * * * НУМЕРОЛОГИЯ… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»