ИЛАРИОН (митрополит) это:

ИЛАРИОН (митрополит)
ИЛАРИОН (митрополит)
ИЛАРИО́Н (умер 1067 или после 1073), древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель; киевский митрополит (1051—1054/55). В летописях Иларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого (см. ЯРОСЛАВ Мудрый). До 1051 года он был священником церкви Святых апостолов в селе Берестове — загородной резиденции Ярослава. Иларион заложил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах): для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на берегу Днепра. Эта пещера будет найдена афонским монахом Антонием, который на этом месте основал Киево-Печерский монастырь (позднее — Киево-Печерская лавра (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА)) и стал его первым игуменом.
Иларион — родоначальник традиции торжественного (эпидиктического) красноречия на Руси. В конце 1030-х годов он создал «Слово о законе и благодати» — выдающееся произведение древнерусской прозы. Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Менее вероятна датировка создания «Слова» концом 1040-х годов, и его произнесение 26 марта 1049 года в Десятинной церкви или Софийском соборе. Полный текст «Слова» известен в рукописях 15—17 веков (реконструкция орфографии первоначального текста осуществлена Л. П. Жуковской). Основой идейно-политического содержания «Слова» является апология Руси, влившейся после принятия христианства в семью цивилизованных народов.
Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Композиция «Слова о законе и благодати» трехчастна: 1) вступление, посвященное противопоставлению Ветхого и Нового заветов; Новый завет — это благодать, через святое крещение спасающий страны и народы; 2) повествовательная часть — истолкование сюжета из библейской истории об Аврааме и его детях — Измаиле и Исааке, явившихся прообразами закона и благодати; 3) заключение — похвала князю Владимиру, который крестил Русь. Главными темами «Слова» являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь — на Руси; прославление Владимира (выдвигается требование его канонизации), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и ее столицы — Киева.
В «Слове» формируется доктрина национальной независимости и собственная патриотическая концепция всемирной истории. Доказывается равноправие «молодого» русского народа с народами, богатыми своей культурой; впервые в отечественной мысли представлена идея сквозной связи времен. В «Слове» Иларион проявил себя как мастер риторически украшенной речи, воспринимая от византийского искусства красноречия традицию украшенности речи при помощи различных тропов и фигур. Сочинение Илариона становится образцом для книжников 12—15 веков, которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».
Иларион является также автором «Молитвы», близкой «Слову» по содержанию и стилю (долгое время считалась его заключительной частью) и «Исповедания веры», которое характеризуют богословская точность и ясность изложения. Принадлежность Илариону других сочинений («Слово к брату столпнику») не доказано. В 1051 году на соборе русских епископов Иларион был избран киевским митрополитом. Он стал первым митрополитом русского происхождения: до и после него митрополитами были греки, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрисдикцию Константинопольского патриархата. Это свидетельствовало не только о признании заслуг Илариона, но и означало попытку Ярослава Мудрого утвердить самостоятельность русской церкви от Византии, что было следствием общего политического и культурного подъема Руси к середине 11 века.
Иларион — участник реформы византийского канонического права на Руси: он явился одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Иларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, — Ефрем. После низложения Иларион удаляется в Киево-Печерскую лавру. Предположительно о нем — «черноризце Ларионе» — упоминается в Киево-Печерском патерике; его блаженная кончина последовала в 1067 году. Согласно другой точке зрения, Иларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он явился составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Иларион не канонизирован, но его имя встречается в некоторых древних списках русских святых.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ИЛАРИОН (митрополит)" в других словарях:

  • Иларион, митрополит — Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи) Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055)  митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Автор нескольких произведений, наиболее известным среди… …   Википедия

  • Иларион митрополит — Настолование митрополита Илариона (миниатюра Радзивиловской летописи) Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055)  митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Автор нескольких произведений, наиболее известным среди… …   Википедия

  • Иларион (митрополит) — ИЛАРИÓН (Ларион), первый митрополит Киевский из русского духовенства (1051–1054 или 1055). Смещённый с митрополичьего престола патриархом Константинопольским после смерти кн. Ярослава Мудрого (1054), вероятно, удалился в Киево Печерский… …   Биографический словарь

  • Иларион, митрополит киевский — Иларион (сер. XI в.) – митрополит киевский, оратор и писатель, церковно политический деятель. Сведения о жизни и деятельности митрополита И., содержащиеся преимущественно в Начальной русской летописи, дают мало для его биографии, но помогают… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Иларион (митрополит киевский) — Иларион митрополит Киевский. Сведения о нем скудны. Известно только, что он был родом русский, одно время был священником в княжеском селе Берестове, рано отдал себя иноческим подвигам. По своему образованию и подвижнической жизни Иларион скоро… …   Биографический словарь

  • Иларион, митрополит киевский — митрополит киевский, пятый по общему счету и первый из русских. До избрания в митрополиты был священником в с. Берестове, любимом местопребывании Владимира Святого и его ближайших преемников. Отличаясь высоким, по тогдашнему времени, образованием …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иларион (митрополит суздальский) — Иларион митрополит суздальский, сын нижегородского священника Анании, постригся в монашество в 1653 г., 22 х лет от роду. Уединившись в Флорищеву пустынь, Иларион сделался известным Никону , к которому он примкнул в деле исправления книг. Слава о …   Биографический словарь

  • Иларион, митрополит рязанский — митрополит рязанский, умер 4 июня 1673 г.; до 1656 г. был архимандритом Макариевского желтоводского монастыря, в 1657 г. хиротонисан патриархом Никоном из архимандритов нижегородского Печерского монастыря, а в 1667 (по другим известиям в 1669 г.) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иларион, митрополит суздальский — (в миру Иван) митрополит суздальский, сын священника Анании, род. в 1632 г., умер 14 декабря 1708 г. В 1648 г. он, против желания отца, женился, но чрез год овдовел. В 1652 г., Иван переселился со старшим братом в Москву; однажды случайно зашел… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Иларион (митрополит Суздальский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Иларион. Митрополит Иларион …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ИЛАРИОН (митрополит)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»