ИЛ (в авиации) это:

ИЛ (в авиации)
ИЛ (в авиации)
ИЛ, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро С.В. Ильюшина (см. ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович), ныне Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина, который является одним из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. Конструкторское бюро Ильюшина было основано в 1933, расположено в Москве. За десятилетия деятельности предприятием было создано множество образцов боевых, пассажирских и транспортных самолетов различного назначения. Это штурмовики Ил-2, Ил-10, Ил-102; бомбардировщики Ил-4, Ил-28; противолодочный самолет Ил-38; пассажирские самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ил-96, Ил-114, Ил-103; транспортно-грузовой самолет Ил-76.
Начало деятельности конструкторского коллектива было положено 13 января 1933, когда на заводе №39 им. В.Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро для организации замкнутого цикла проектирования и производства легких самолетов. Начальником ЦКБ и заместителем директора завода был назначен С.В.Ильюшин. Структурно ЦКБ состояло из самостоятельных конструкторских бригад, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и проведению различного рода испытаний.
Бригаду №1, работавшую над самолетами-разведчиками, возглавил С.А.Кочергин (см. КОЧЕРИГИН Сергей Александрович); бригаду №2, разрабатывавшую самолеты-истребители, — Н.Н. Поликарпов (см. ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич); бригаду вооружения — Я.И. Мальцев; бригаду высотных самолетов — В.А. Чижевский (см. ЧИЖЕВСКИЙ Владимир Антонович); морских самолетов — сначала И.В. Четвериков (см. ЧЕТВЕРИКОВ Игорь Вячеславович), а затем Г.М. Бериев (см. БЕРИЕВ Георгий Михайлович). По мере расширения тематики и объема работ по опытным самолетам эти конструкторские бригады постепенно в дальнейшем выделялись в самостоятельные опытно-конструкторские бюро. К концу января 1933 была организована группа конструкторов бригады №3, работой которой непосредственно руководил Ильюшин. Вскоре бригады Бериева, Чижевского, Поликарпова были выделены в самостоятельные конструкторские бюро, и КБ Ильюшина сосредоточилось на создании дальнего бомбардировщика. К 1935 был построен двухмоторный бомбардировщик ЦКБ-26, модификация которого впоследствии получила название ДБ-3.
В сентябре 1935 было организовано Опытное конструкторское бюро завода им. В.В.Менжинского, главным конструктором которого стал Ильюшин. Шеф-пилотом ОКБ был назначен В.К. Коккинаки (см. КОККИНАКИ Владимир Константинович). В августе 1936 самолет ДБ-3 был передан на вооружение Красной Армии. В том же году летчик-испытатель В.К. Коккинаки на этом самолете установил мировой рекорд, а в 1938—1939 на самолете «Москва» (гражданский вариант ДБ-3) были выполнены дальние перелеты из Москвы на Дальний Восток и в Северную Америку.
В 1935 конструкторы приступили к созданию самолета-штурмовика ЦКБ-55, или бронированного штурмовика БШ-2. Свой первый полет он совершил 2 октября 1939. Этому самолету суждено было сыграть выдающуюся роль в Великой Отечественной войне. После того, как было принято решение переименовать все боевые самолеты, назвав их первыми буквами фамилий главных конструкторов штурмовик ЦКБ-55 и бомбардировщик ДБ-3 (ЦКБ-26) получили наименование Ил-2 и Ил-4. Уже в августе 1941 на бомбардировщики Ил-4 нанесли первый удар по столице фашистской Германии. На протяжении всей войны самолеты использовались как бомбардировщики, торпедоносцы, забрасывали в тыл врага разведывательные группы. Штурмовики Ил-2 стали родоначальниками нового вида авиации — штурмовиков, снискали славу «летающих танков». Всего было построено свыше 36 тысяч самолетов Ил-2 — рекорд, оставшийся непревзойденным.
С октября 1941 по апрель 1942 работа ОКБ проходила в эвакуации в Куйбышеве (Самаре) на авиационном заводе №18. По возвращении в Москву ОКБ и опытное производство разместились на улице Красноармейской на территории авиазавода №240. 21 апреля 1942 С.В. Ильюшин был назначен директором и главным конструктором завода №240. Опыт боевого применения Ил-2 был использован при создании скоростного и высокоманевренного бронированного штурмовика Ил-10, который по своим летно-техническим данным значительно превосходил Ил-2. Самолеты Ил-10 в большом количестве применялись на последнем этапе Великой Отечественной войны и в войне с Японией. Их серийное производство продолжалось до 1947. Модернизированные штурмовики Ил-10М строились серийно до середины 1950-х гг.
В последние годы войны коллектив ОКБ приступил к проектированию пассажирского самолета Ил-12, который в 1946 начал эксплуатироваться Аэрофлотом. Это был первый отечественный самолет для массовых пассажирских перевозок. Одновременно Ил-12 выпускался в военно-транспортном варианте. На основе опыта эксплуатации самолетов Ил-12 в 1950 был создан пассажирский самолет Ил-14 с более высокими летно-техническими характеристиками и уровнем комфорта для пассажиров. Самолет выпускался серийно не только в Советском Союзе, но и в Чехословакии и ГДР. Массовая и длительная эксплуатация Ил-14, широкое использование его научными экспедициями при работах на Северном и Южном полюсах, эксплуатация его в различных климатических условиях подтвердила достоинства его конструкции, высокие летные и технико-экономические качества.
В 1947 первые полеты совершил реактивный четырехдвигательный бомбардировщик Ил-22 — первый реактивный бомбардировщик в СССР. Опыт его проектирования позволил в короткие сроки создать первый реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, который обладал высокими летно-техническими данными и простотой в технике пилотирования. При его проектировании впервые был применен разработанный С.В. Ильюшиным новый технологический метод сборки, что обеспечило получение большой точности обводов самолета (особенно крыла), высокое качество клепки и уменьшение трудозатрат.
После появления отечественных турбовинтовых двигателей коллектив конструкторского бюро развернул работы по созданию четырехмоторного, турбовинтового пассажирского самолета Ил-18, который в 1957—1970 находился в серийном производстве. Эксплуатация самолета на линиях Аэрофлота с компоновкой на 75, а позднее на 100 пассажиров началась в апреле 1959. Благодаря отличным летным и эксплуатационным характеристикам самолет получил широкое признание как в СССР, так и во многих зарубежных странах.
В середине 1960-х гг. на воздушные линии начали поступать турбореактивные самолеты второго поколения. Представителем этого поколения самолетов, созданного коллективом ильюшинцев, стал самолет Ил-62, который сразу начал летать на международных линиях, открыв 15 сентября 1967 трансатлантическую трассу Москва-Монреаль. 30 апреля 1966 было утверждено открытое наименование опытного завода ильюшинского КБ — Московский машиностроительный завод «Стрела». В 1970 новым генеральным конструктором стал Г.В. Новожилов.
25 марта 1971 в воздух поднялся транспортный самолет Ил-76, в конструкции которого была впервые в мире реализована концепция базирования тяжелого реактивного транспортного самолета как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах ограниченных размеров. Самолет был способен перевозить крупногабаритные грузы и различную технику весом более 40 тонн. С декабря 1977 самолет начал эксплуатироваться на международных линиях Аэрофлота. Ил-76 стал массовым самолетом советской транспортной авиации, на нем было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета.18 апреля 1977 Московский машиностроительный завод «Стрела» был переименован в Московский машиностроительный завод имени Сергея Владимировича Ильюшина.
В 1970-х гг. ильюшинцы создали первый в СССР широкофюзеляжный пассажирский самолета Ил-86 на 350 пассажиров. С декабря 1980 самолет Ил-86 находился в эксплуатации на внутренних и международных воздушных линиях и быстро завоевал популярность среди летного состава и пассажиров. Однако Ил-86 имел ограниченную дальность полета и конструкторы начали работы по созданию дальнего магистрального пассажирского самолета на его основе. 28 сентября 1988 года такой самолет, получивший наименование Ил-96—300 произвел взлет с Центрального аэродрома имени М.В.Фрунзе в Москве.
Обобщив тридцатилетний опыт эксплуатации Ил-14, в начале 1980-х гг. ильюшинцы начали разработку нового пассажирского самолета для местных воздушных линий — Ил-114. Основным назначением самолета, серийное производство которого началось в 1992, стала эксплуатация с относительно небольших аэродромов, имеющих как бетонированные, так и грунтовые покрытия взлетно-посадочных полос. Производство самолетов марки Ил осуществляется на Воронежском авиастроительном предприятии (Ил-96 и Ил-96Т), Ташкентском авиационно-производственном объединении имени Чкалова (Ил-114 и Ил-76), Луховицком авиационном производственно-испытательный комплексе (Ил-103).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ИЛ (в авиации)" в других словарях:

  • М (в авиации) — М, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро В.М. Мясищева (см. МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович), с 1978 Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ «Мясищев», г. Жуковский 5, Московская область). История фирмы началась …   Энциклопедический словарь

  • 2010 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 2014 год в авиации — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли.   …   Википедия

  • 1960 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1948 год в авиации —    Годы в авиации XIX век 1891 • 1892 • 1893 • 1894 • 1895 • …   Википедия

  • 1953 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1976 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1947 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 1990 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

  • 2003 год в авиации —    Годы в авиации XIX век …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ИЛ (в авиации)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»