Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Баланчин Джордж

Баланчин Джордж
Баланчи́н Джордж
(Balanchine), настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904—1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе, брат А. М. Баланчивадзе. В 1921—1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Баланчин создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание которого вырастает из музыкального произведения. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на её основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Среди постановок: «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, «Блудный сын» С. С. Прокофьева (обе 1929), «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (1934), «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (1947).
* * *
БАЛАНЧИН Джордж
БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904—1983), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович). В 1921—1924 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).
* * *
БАЛАНЧИ́Н (Balanchine) Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [9 (22) января 1904, Санкт-Петербург — 30 апреля 1983, Нью-Йорк], американский хореограф, создатель нового направления в классическом балете 20 в., во многом определившего развитие хореографического театра США.
Семья, учеба, первые постановки
Из семьи музыкантов, сын М. А. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович), брат А. М. Баланчивадзе (см. БАЛАНЧИВАДЗЕ Андрей Мелитонович). В 1914—1921 обучался в Петроградском театральном училище, в 1920—1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании принят в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922—1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Я. Сибелиуса, «Ориенталия» Ц. А. Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы А. А. Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Э. Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу.
В труппе С. П. Дягилева
В 1924 Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет С. П. Дягилева» (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА). Здесь Баланчин сочинил в 1925—1929 десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» А. Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929) ощущалось влияние В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич), балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, К. Я. Голейзовского (см. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославович). Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры И. Ф. Стравинского.
В Америке
После смерти Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок — «Семь смертных грехов» (текст Б. Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка Ф. Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна переехал в Америку.
В 1934 Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе — труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 — один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара — «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений. К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.
Новаторство Баланчина
Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.
Около 30 постановок осуществлено Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка П. Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Ч. Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка А. Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Дж. Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.
Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930—1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1962 и 1969).
Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 в., не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972.

Энциклопедический словарь. 2009.

См. также в других словарях:

  • Баланчин, Джордж — Джордж Баланчин George Balanchine …   Википедия

  • Баланчин Джордж — Баланчин (Balanchine) Джордж (настоящие имя и фамилия ‒ Георгий Мелитонович Баланчивадзе) [р. 9(22).1.1904, Петербург], американский балетмейстер. Сын композитора М. А. Баланчивадзе. В 1914‒21 учился в Театральном училище при Мариинском театре… …   Большая советская энциклопедия

  • БАЛАНЧИН Джордж — (Balanchine, George) ДЖОРДЖ БАЛАНЧИН (справа) И НУРИЕВ (слева) (1904 1983), русско американский хореограф, новатор. Баланчин считается выдающимся хореографом 20 в., он вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными… …   Энциклопедия Кольера

  • Баланчин Джордж — (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе; 1904–1983) – амер. балетмейстер. Сын М.А. Баланчивадзе. В 1921 24 работал в Академич. т ре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы амер. балета» (1934) …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Баланчин Джордж — …   Википедия

  • Баланчин, Джордж — (Balanchine, George) (псевдоним, настоящее имя Баланчивадзе, Георгий Мелитонович, 22.01.1904, Санкт Петербург 30.04.1983, Нью Йорк)    американский балетмейстер. Родился в грузинской семье с глубокими культурными традициями, сын композитора… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Баланчин — Баланчин, Джордж Джордж Баланчин George Balanchine Баланчин в роли Дон Кихота, 1965 год …   Википедия

  • Джордж Баланчин — George Balanchine Баланчин в роли Дон Кихота, 1965 год Имя при рождении: Георгий Мелитонович Баланчивадзе …   Википедия

  • БАЛАНЧИН (Balanchine) Джордж — (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904 83) американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921 24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель Школы американского… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАЛАНЧИН — (Balanchine) Джордж (настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904 83), американский балетмейстер. Брат композитора А.М. Баланчивадзе. В 1921 24 артист Академического театра оперы и балета (Ленинград). В 1924 уехал из России. В… …   Современная энциклопедия