ДОРСИ Томас это:

ДОРСИ Томас
ДОРСИ Томас
ДО́РСИ (Dorsey) Томас (1901—56), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (тромбон, труба), бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), руководитель ансамбля.
Брат Джимми Дорси (см. ДОРСИ Джеймс) (кларнет, альт-саксофон, бэндлидер). Обучаться музыке стал в раннем возрасте под началом отца (корнетиста и руководителя ансамбля), с его помощью освоил трубу, позднее перешел на тромбон. Первый ангажемент получил в 16 лет — в ансамбле, где выступал его брат, затем играл вместе с ним в оркестре California Ramblers, участвовал в Нью-Йорке в записях этого джаз-бэнда. Сотрудничал с Жаном Голдкетом и Полом Уайтменом. В 1925 записался на пластинки как трубач. Вместе с братом был членом студийного диксилендового (см. ДИКСИЛЕНД) ансамбля Реда Николса Five Pennies (1926), в составе которого выступали также Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни), Джо Венути, Джин Крупа.
С 1927 специализировался на игре на тромбоне. Из-за нестабильности своего материального положения эпизодически работал в различных коммерческих оркестрах. В 1932 основал и возглавил вместе с братом именной «Оркестр братьев Дорси», завоевавший широкую известность. В 1935 Томми Дорси создал свой биг-бэнд, из членов которого он в 1936 сформировал комбо, специализирующееся в области импровизации камерного джаза в традиционном стиле и предназначенное для выступлений в джем-сейшн (см. ДЖЕМ-СЕЙШН). В 1953 братья вновь объединились: Дж. Дорси распустил свой оркестр и стал работать как солист (и второй руководитель) биг-бэнда Т. Дорси, а после его кончины продолжал возглавлять этот коллектив (в 1956—57). Оркестр не утратил популярности и в последующие годы (отчасти благодаря радио и телевидению) получил статус «мемориального» бэнда и существовал, неоднократно обновляя состав, до 1960-х годов.
Среди ведущих «белых» музыкантов эры свинга (см. СВИНГ) Т. Дорси занимает особое, исключительно важное положение. Оставаясь прежде всего представителем коммерциализированной танцевально-развлекательной популярной музыки, он тем не менее внес большой вклад в процесс сближения этой сферы с джазом и в становление профессионально-зрелой концертной разновидности оркестра свингового стиля (наиболее значительным его преемником в данном направлении является Бенни Гудмен (см. ГУДМЕН Бенни)). Не будучи радикальным экспериментатором в области свинга, Дорси по праву входит в число основоположников классического свингового стиля. Ему удалось привести к общему знаменателю и реализовать в ограниченной, хорошо сбалансированной и технически совершенной форме совокупность наиболее значимых стилевых идей джаза предшествующего исторического периода, а также, что весьма примечательно, обогатить ими американскую популярную музыку. Базой для такого синтеза послужили традиции диксиленда (см. ДИКСИЛЕНД) и чикагского стиля (в 1920-е годы Дорси активно сотрудничал с самыми яркими новаторами этих направлений — Бейдербеком, Венути, Лангом и музыкантами из их окружения), канзасской (Бенни Моутен / Каунт Бейси (см. БЕЙСИ Каунт)) и нью-йоркской (Ф. Хендерсон / Бенни Картер) школ негритянского свинга.
К 1943 раньше многих других белых бэндлидеров Т. Дорси (вместе с братом) завершил формирование полностью развитого биг-бэндового (см. БИГ-БЭНД) состава оркестра. Оркестр Дорси оказался одним из наиболее жизнеспособных, тогда как многие другие, в том числе биг-бэнды Гудмена, Джеймса, Картера, к 1946 уже прекратили существование в связи с кризисом свинга. Еще одна важная область творческих интересов Дорси — популяризация биг-бэндовой разновидности буги-вуги (см. БУГИ-ВУГИ) в специфически свинговой интерпретации; он является одним из пионеров данного направления. Одним из первых (среди белых руководителей оркестров) сделал неотъемлемой принадлежностью биг-бэнда сольные импровизации. Выступавших с ним вокалистов побуждал к введению элементов импровизации в исполнение, включал в репертуар отдельные номера с использованием искусственно сконструированных слоговых сочетаний комического характера (так называемые нонсенс-сонги). Работал с комбо — преимущественно в русле диксиленд-джаза (привнес в него принцип свингования). Как тромбонист испытал влияние Мифа Моула, постепенно выработал индивидуальную исполнительскую манеру — достаточно техничную и при этом отличающуюся особой элегантностью, изяществом мелодической пластики, чистотой интонации, пристрастием к высоким регистрам и к более подвижной, беглой игре в импровизации. В 1930-е годы получил прозвище «сентиментальный джентльмен свинга».

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ДОРСИ Томас" в других словарях:

  • ДОРСИ Джеймс — ДОРСИ (Dorsey) Джеймс (29 февраля 1904, Шенандоа, шт. Пенсильвания 12 июня 1957, Нью Йорк), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (кларнет, альт , тенор и баритон саксофон, труба), бэнд лидер, (см. БЭНДЛИДЕР) руководитель ансамбля. Брат Томми …   Энциклопедический словарь

  • Дорси, Томми — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дорси. Томми Дорси Tommy Dorsey …   Википедия

  • Дорси (Dorsey) — Дорси (Dorsey), американские джазовые музыканты, братья. Джимми (Джеймс) (1904 1957), саксофонист, кларнетист, руководитель ансамблей. Томми (Томас) (1905 56), тромбонист, трубач, руководитель ансамблей. Периодически братья работали вместе;… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дорси — ДÓРСИ (Dorsey), амер. джазовые музыканты, братья. Джимми (Джеймс) (1904–1957), саксофонист, кларнетист, рук. ансамблей. Томми (Томас) (1905–56), тромбонист, трубач, рук. ансамблей. Периодически братья работали вместе; снялись в ф.… …   Биографический словарь

  • Хейден Чёрч, Томас — Томас Хейден Чёрч Thomas Haden Church …   Википедия

  • ВЕНУТИ Джо — ВЕНУТИ (Venuti) Джузеппе (Джо) (1 сентября 1904 14 августа 1978, Сиэтл), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (скрипка), руководитель ансамбля. Родился на пароходе трансатлантической линии во время переезда его родителей (эмигрантов из… …   Энциклопедический словарь

  • БЕРИГАН Банни — БЕРИГАН (Berigan) Банни (полное имя Рональд Бернард) (2 ноября 1908, Фокс Лэйк, шт. Висконсинт 2 июня 1942, Нью Йорк), американский джазовый трубач, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР), вокалист. С 8 лет учился играть на скрипке, затем на трубе (в период… …   Энциклопедический словарь

  • КАРМАЙКЛ Хоуги — (Carmichael Hoagy) (наст. Хоугленд Ховард) (11 ноября 1899, Блумингтон, шт. Индиана 1982, Лос Анджелес), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (вокал, фортепиано, челеста), композитор, бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР). Первоначальное обучение прошел …   Энциклопедический словарь

  • ГЕРМАН Вуди — (Herman Woodie) (полн. Герман Вудро Чарлз, Herman Woodrow Charles) (16 мая 1913, Милуоки, шт. Висконсин 29 октября 1987, Лос Аннджелес, шт. Калифорния), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (кларнет, альт , сопрано и тенор саксофон; вокал),… …   Энциклопедический словарь

  • КРУПА Джин — КРУПА (Krupa) Джин (15 января 1909, Чикаго 16 октября 1973, Йонкерс, шт. Нью Йорк), американский бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР) и барабанщик виртуоз, звезда «свинговой (см. СВИНГ) эры». Еще в детском возрасте начал самостоятельно осваивать игру на… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»