ДИОНИСИЙ (живописец) это:

ДИОНИСИЙ (живописец)
ДИОНИСИЙ (живописец)
ДИОНИ́СИЙ (ок. 1440—1505), русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлет древнерусского искусства после Андрея Рублева (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ), совпавший с общим подъемом Московской Руси в царствование Ивана III (см. ИВАН III Васильевич). Автор многочисленных икон, фресок и миниатюр, Дионисий известен не меньше, чем его гениальный предшественник.
Биографические сведения
Несмотря на то, что Дионисий был почитаем современниками как «пресловущий паче всех» художник, сведения о нем в летописях крайне скудны. Будучи светским лицом, Дионисий, вероятно, работал в большой артели вместе со своими сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем. В актах Симонова монастыря содержатся сведения о том, что Дионисий с сыновьями носили звания детей боярских, то есть находились на какой-либо государственной службе.
К ранним работам художника относится роспись собора Рождества Богородицы Боровского Пафнутьева монастыря (между 1467—77), в которой принимал участие также монах московского Симонова монастыря Митрофан. Эти росписи не сохранились. Несколько позднее был написан «Деисус» для построенного в 1481 собора Спасо-Каменного монастыря, и в том же году по заказу архиепископа Ростовского Вассиана Рыло (см. ВАССИАН Рыло) были написаны иконы Деисусного, праздничного и пророческого чинов для Успенского собора Московского Кремля, причем в летописи Дионисий упоминается уже как почитаемый мастер, т. к. его имя стоит на первом месте (Львовская летопись 1481 года). Дионисию с учениками принадлежит также роспись алтарной преграды и Похвальского придела Успенского Собора. Около 1483 была расписана Спасская церковь в Чигассах в Москве (сгорела в 1547), около 1488 — церковь Успения Иосифо-Волоцкого монастыря. Расцвет деятельности художника падает на 1460—1490-е гг. и завершается росписью Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (см. ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ) (1502—03) и созданием икон для Богоявленской церкви Иосифо-Волоцкого монастыря (1504). К этим работам относятся последние упоминания Дионисия в летописях, причем роспись Ферапонтова монастыря в основной своей части была выполнена уже не столько самим Дионисием, сколько его учениками и помощниками.
Первое дошедшее до нас станковое произведение Дионисия — миниатюры Евангелия нач. 1470-х гг. из Научной библиотеки Московского Университета. Из сохранившихся икон самой ранней является икона Богоматери Одигитрии 1482 (Третьяковская галерея) из Вознесенского монастыря в Москве, написанная на более древней византийской основе, первоначальный красочный слой которой пострадал во время пожара в Московском Кремле.
Атрибуция
Атрибуция произведений Дионисия представляет для исследователей наибольшую сложность. Известно, что мастерская художника отличалась большой продуктивностью: только в одной описи Иосифо-Волоцкого монастыря 1545 упоминается девяносто икон письма Дионисия, а также работы его сыновей. Многие произведения из числа упоминаемых в источниках не сохранились. Еще одно затруднение в выделении собственноручных работ Дионисия представляет тот факт, что некоторые произведения (например, житийные иконы) писались сообща. В наибольшей степени это относится к фрескам, над которыми работала, как правило, целая артель. В такой ситуации, когда единственно возможным остается критерий качества, который, однако, не самодостаточен, целесообразнее говорить не столько о собственно Дионисиевских произведениях, сколько о работах его мастерской или даже его круга, за исключением отдельных памятников, о которых источники упоминают, как о работах самого мастера.
Таким образом, кроме упомянутой иконы Одигитрии 1482, написанной самим Дионисием, мастерской Дионисия принадлежит ряд других станковых произведений: икона «Успения» из Дмитрова (Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева), «Распятие» (Третьяковская галерея), «Спас в силах» (Третьяковская галерея) и «Уверение Фомы» (Русский музей) из иконостаса Павлова Обнорского монастыря. Одновременно с росписью Ферапонтова монастыря (из которой кисти самого Дионисия несомненно принадлежит лишь западный портал) был выполнен и иконостас, от которого до нас дошли иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», «Сошествие во ад» (Русский музей), Деисусного и пророческого чинов. По мнению некоторых исследователей, в создании Деисусного чина принимал участие сам Дионисий, о чем говорят некоторые стилистические особенности этих икон. Также к кругу Дионисия относится близкая по стилю ферапонтовским росписям икона «О Тебе радуется» (Третьяковская галерея). Последователям Дионисия принадлежат также иконы «Покрова» из Суздаля (Суздальский музей), «Шестоднев» (Третьяковская галерея) и др.
В последней трети 15 в. в Москве получают распространение житийные иконы. Этот жанр давал возможность усилить наглядность и поучительность образа, что было немаловажно в период борьбы с иконоборческими ересями. В 1480-х гг. в мастерской Дионисия одновременно с иконостасом были написаны житийные иконы митрополитов Петра и Алексия для Успенского Собора Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея). Знамениты также иконы преподобных — основателей северных монастырей — Кирилла Белозерского (см. КИРИЛЛ Белозерский), Дмитрия Прилуцкого (см. ДИМИТРИЙ Прилуцкий). Возникновение житийных циклов обусловлено возросшим почитанием московских святителей, а также усилением роли монастырей в 14—15 вв. Именно Дионисию и его последователям принадлежит заслуга создания целой галереи житийных портретов русских святых, хотя сам жанр житийной иконы был известен на Руси с древнейших времен.
Стиль
В целом, работая, как и Рублев, в русле византийской живописной традиции, Дионисий привнес в русскую живопись нечто принципиально отличное от его великих предшественников. Путем отказа от столь характерных для Византии античных реминисценций, Дионисий изменяет саму структуру художественного образа. Идеализация образа достигает степени предельной отрешенности, стремящейся к как можно большей дематериализации. Пространство трактуется условно, лишь легчайшим намеком. Рисунок становится скупым, но достигает предельной отточенности и легкости, большое значение придается ритму. Впечатление возвышенной отрешенности образов усиливается особой трактовкой цвета и света. Колористическая гамма сильно высветляется, основную роль играют крупные цветовые пятна, повышается роль силуэта. Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов, что обусловлено отчасти обильным применением белого цвета, который как бы высветляет находящиеся рядом цвета. Дионисий избегает резких контрастов, предпочитая приглушенную гамму, цвет берется как будто не в полную силу. Эффект светоносности усиливают легкие, не нарушающие идеальной формы высветления. Эта живопись полностью лишена драматизма. Любое действие представлено, как вневременное, преображенное Божественным светом. Истоки такого искусства, безусловно, находятся в идеях византийского исихазма (см. ИСИХАЗМ) 14 в., воспринятого на Руси и получившего свое выражение как в трудах древнерусских подвижников 14—15 вв. (например, современника Дионисия — преподобного Нила Сорского (см. НИЛ Сорский)), так и в творчестве Андрея Рублева, и традиции которого наследовал Дионисий, по-своему раскрывший учение исихастов о божественном свете в своих образах.
Как наиболее хорошо сохранившиеся, фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря дают возможность увидеть раскрытие этих приемов в наибольшей степени. Роспись представляет собой довольно редко встречающийся в настенной живописи цикл Акафиста Богоматери. В композиции сцен мастер стремится достигнуть гармонии путем соотнесенности силуэтов легких и стройных, как бы парящих, фигур и архитектурных кулис или пейзажа. Мелкие черты ликов — дань утонченности «поствизантийского» искусства второй половины 15 в. Отрешенностью образов обусловлена, порою, потеря индивидуализации в ликах. Повторяемость художественных приемов неизбежно приводит к типизации образов. В очертаниях фигур проскальзывает едва заметное тяготение к манерности, которая, однако, в целом все же чужда искусству Дионисия. Эти черты свидетельствуют о надвигающемся упадке, который последует в скором времени после Дионисия, когда красота формы начнет преобладать над внутренней выразительностью.
Вышеописанные стилистические особенности характерны в большей или меньшей степени для всех произведений дионисиевской школы, проявляясь, то более ярко в таких памятниках, как росписи Ферапонтова или иконы митрополитов Петра и Алексия, то менее отчетливо — в некоторых работах последователей Дионисия.
Начало 16 в., когда была завершена деятельность Дионисия и его учеников, явилось рубежом, после которого дальнейшее развитие русского искусства шло по пути нарастающей многословности и перегруженности образов, что способствовало в ряде случаев потере глубины внутреннего содержания.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ДИОНИСИЙ (живописец)" в других словарях:

  • Дионисий (живописец) — ДИОНИ́СИЙ (ок. 1440 – после 1502 или 1503), живописец, ведущий мастер моск. школы 15 в. Иконы ( Спас в силах , 1500), фрески (в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря близ г. Кириллов, между 1500 и 1503; с сыновьями) выделяются… …   Биографический словарь

  • ДИОНИСИЙ — (ок. 1430/40 между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ)… …   Православная энциклопедия

  • Дионисий —         (около 1440 после 1502, по другим исследованиям после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными… …   Художественная энциклопедия

  • ДИОНИСИЙ ГЛУШИЦКИЙ — (1362 1437), древнерусский иконописец северной школы, резчик по дереву, книгописец. Игумен нескольких основанных им монастырей на Воло годчине. Ему приписывают иконы Успение , Кирилл Белозерский (1424) и др. Источник: Энциклопедия Отечество… …   Русская история

  • Дионисий — Дионисий. Распятие . ДИОНИСИЙ (около 1440 после 1502 03), русский живописец. Иконы (“Спас в силах”, 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ города Кириллов, 1500 02 или 1502 03; совместно с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дионисий (русский живописец) — Дионисий (около 1440 ‒ после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна …   Большая советская энциклопедия

  • Дионисий (иконник) — Дионисий иконник русский живописец и иконописец второй половины XV века. Им и его сотрудниками, из которых особенно выделились его сыновья, Феодосий и Владимир, расписан ряд храмов в Москве и в крупных монастырях, и написано множество икон. Кроме …   Биографический словарь

  • ДИОНИСИЙ — (ок. 1440 после 1502 03) русский живописец. Иконы ( Спас в силах , 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, ок. 1500 03; с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дионисий Глушицкий —         (1362 1437), русский живописец, резчик по дереву, книгописец. Игумен ряда монастырей, основанных им на Вологодчине. Дионисию Глушицкому приписываются иконы Успение и Иоанн Предтеча в пустыне (обе в Вологодском областном краеведческом… …   Художественная энциклопедия

  • Дионисий — I (около 1440  после 1502/1503), живописец, ведущий мастер московской школы XV в. Иконы («Спас в силах», 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, около 1500 03; с сыновьями) выделяются утончённой грацией рисунка и пропорций,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»