ДЕБОР Ги это:

ДЕБОР Ги
ДЕБОР Ги
ДЕБО́Р (Debord) Ги (28 декабря 1931, Париж — 30 ноября/1 декабря 1994, Шампо, департамент Верхняя Луара, Франция), французский философ, представитель «новых левых», кинорежиссер, писатель. Автор книги «Общество спектакля», оказавшей большое влияние на Студенческую революцию 1968. Главный вдохновитель создания (1957) и признанный лидер Ситуационистского интернационала.
Краткая биография
В 1950-х гг. был близок с лидером движения леттристов Исидором Ису, публиковался в журнале леттристов «Потлач». В 1952 поставил фильм «Вой от тоски» и опубликовал его сценарий с собственными иллюстрациями. В 1953 покушался на самоубийство.
Созданный Дебором Ситуационистский интернационал издавал в 1958—69 гг. одноименный журнал. Некоторое время сотрудничал с А. Лефевром (см. ЛЕФЕВР Анри) , который публиковался на страницах «Ситуационистского интернационала». В 1963 произошел разрыв. Идеи, разработанные на страницах этого журнала, в 1967 году опубликованы Дебором как книга «Общество спектакля» в виде кратких афористических высказываний, которые в мае 1968 почти дословно были перенесены студенческой молодежью на стены парижских улиц. Сам Дебор лично принимал участие в событиях мая 1968 в Париже, в частности, в оккупации Сорбонны. После событий 1968 Ситуационистский Интернационал был распущен. В 1971 началось сотрудничество с издателем Жераром Лебовичи. В 1972 вышла киноверсия «Общества спектакля». В 1984 Лебовичи был убит, Дебора обвинили в причастности к убийству друга, началась кампания в прессе. В ответ Дебор запретил показ своих фильмов во Франции. В 1988 он опубликовал «Комментарии к Обществу спектакля», в которых доказывалась верность избранной им в первой книге аналитической стратегии, полностью подтвердившейся за эти годы самим ходом развития западного общества. Однако его ожидания революционера не оправдались, он застрелился в своем загородном доме.
Теория спектакля
Теория спектакля Дебора исходит из предпосылок, что современное общество «предпочитает образ — вещи, копию — подлиннику, представление — действительности, видимость — бытию». Дебор радикально пересматривает марксистское понимание товара, переводя его из сферы отношений экономических и, как предполагалось Марксом, реальных, в сферу отношений знаковых, виртуальных, ибо товар теперь перестал быть реальностью — это прежде всего спектакль, зрелище. В товаре, превращенном в зрелище, символическое потребление полностью преобладает над производительным действием. Таким образом, мир, ставший сферой обращения товаров, превращается в «нагромождение спектаклей», удаляется в репрезентацию и становится насквозь фальшивым и фальсифицируемым. Такая фальсификация, по Дебору, отнюдь не связана с развитием технологий масс медиа, но с господством абстрактных или чувственных образов, на чье производство направляется уже вся экономика. Спектакль создает своего человека-зрителя, для которого то, что не представлено в спектакле, то просто не существует. У него нет никаких переживаний, которые он мог бы назвать своими. Никаких интуиций добра и зла. И его душа, и его тело искусственны — они целиком и полностью плод и стихия спектакля.
Дебор говорит о трех видах спектакля. Спектакль сосредоточенный, централизованный, свойственный авторитарным режимам и задаваемый властью, представляющей в качестве реальности саму себя, — самая примитивная форма, восходящая к пышным церемониям монаршего двора. Этот вид спектакля Дебор считал характерным для СССР. Спектакль рассредоточенный, повсеместный, характерен для режимов капиталистической демократии и особенно США. В этом виде спектакля власть представляет себя в каждом из конкурирующих товаров-знаков, воплощающих в себе тотальный, непреодолимый соблазн желания. Спектакль, включенный в себя, — полная театрализация мира и жизни, перемещаемой в представления, характерен для современных обществ с тотальным господством масс медиа над остальными институтами власти. В условиях этой повсеместной театрализации Дебор разрабатывал новые стратегии и сферы сопротивления: психогеография — активное антизрелищное изменение среды восприятия, оборачивание повсеместно организуемых празднеств усиленного потребления, распыленное групповое пролетарское сопротивление, создание нового искусства жить и т. д.
Ее положения стали источником для развития ряда направлений как в философии (Лефевр), так и в социологии (Бодрийяр (см. БОДРИЙАР Жан)), а также повлияли на развитие не менее радикальных философских теорий, исходящих из их прямой или косвенной критики (М. Фуко (см. ФУКО Мишель Поль), Ж. Делез (см. ДЕЛЕЗ Жиль), Гваттари).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ДЕБОР Ги" в других словарях:

  • Дебор, Ги — Эрнст (фр. Guy Ernst Debord, 28 декабря 1931, Париж 30 ноября 1994, Овернь) французский писатель, художник авангардист, философ и режиссёр. Автор книги «Общество спектакля» (1967). Основатель и теоретик Ситуационистского интернационала (SI).… …   Википедия

  • Дебор, Ги-Эрнст — Ги Эрнст Дебор фр. Guy Ernst Debord Ги Дебор (в центре) с Мишель Бернштейн и Асгером Йорном Дата рождения: 28 декабря 1931( …   Википедия

  • Дебор Ги-Эрнст — Дебор, Ги Эрнст (фр. Guy Ernst Debord, 28 декабря 1931, Париж 30 ноября 1994, Овернь) французский писатель, художник авангардист, философ и режиссёр. Автор книги «Общество спектакля» (1967). Основатель и теоретик Ситуационистского интернационала… …   Википедия

  • Дебор — Дебор, Ги Эрнст Дебор, Ги Эрнст (фр. Guy Ernst Debord, 28 декабря 1931, Париж 30 ноября 1994, Овернь) французский писатель, художник авангардист, философ и режиссёр. Автор книги «Общество спектакля» (1967). Основатель и теоретик… …   Википедия

  • Ги-Эрнст Дебор — …   Википедия

  • Ги Дебор — …   Википедия

  • ДЕБОР (DEBORD) Ги — (1931 1994) французский социальный мыслитель, теоретик искусства, кинорежиссер и художник; автор концепции общества спектакля (1967) и основатель Ситуационистского интернационала (1957) художественно политической ассоциации художников,… …   Социология: Энциклопедия

  • Общество потребления — Общество потребления (англ. Consumer society) метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением… …   Википедия

  • Идеология потребления — Общество потребления (англ. consumer society) совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы… …   Википедия

  • Ситуационизм — Ситуационизм  направление в западном марксизме, возникшее в 1957 в результате отпочкования от троцкизма. Активно проявило себя во время Майских событий 1968 г. во Франции. Критика капитализма и партийной бюрократии привела к сближению… …   Википедия

Книги

  • Дебор, Ги-Эрнст, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Дебор, Ги-Эрнст (фр. Guy-Ernst Debord, 28 декабря 1931,… Подробнее  Купить за 1254 руб
  • Ги Дебор, Мерифилд Энди. Ги Дебор (1931-1994) был одним из самых интеллектуальных революционеров XX века. Критик урбанизма и режиссер, искатель приключений и активный участник парижских волнений в мае 1968 года, он… Подробнее  Купить за 513 руб
  • Ги Дебор. Критические биографии, . Ги Дебор был одним из самых интеллектуальных революционеров XX века. Критик урбанизма и режиссер, искатель приключений и активный участник парижских волнений в мае1968 года, он одновременно… Подробнее  Купить за 418 руб
Другие книги по запросу «ДЕБОР Ги» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»