ГОЛЬБАХ

ГОЛЬБАХ
ГОЛЬБАХ
ГО́ЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723—89), французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН (1780). Активно сотрудничал в «Энциклопедии (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))» Д. Дидро и Ж. Д"Аламбера. Крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Опираясь на метафизическое представление о природе человека, сводил социальное к индивидуальному, придерживался теории общественного договора (см. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР). Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) 19 в. Главное сочинение: «Система природы» (1770). Автор остроумных атеистических произведений.
* * *
ГО́ЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (наст. имя Пауль Генрих Дитрих) (8 декабря 1723, Эдесхейм, Пфальц, ныне Германия — 21 июня 1789, Париж), французский философ, энциклопедист.
Биография неистового атеиста
Родился в семье мелкого торговца. Его мать умерла рано, отец не играл в воспитании мальчика заметной роли. С 1735 воспитывался в Париже в семье дяди, заслужившего на военной службе французскому королю титул барона и солидное состояние. В 1744 поступил в Лейденский университет в Голландии. Отличавшийся огромной работоспособностью, любознательностью и вдумчивостью молодой Гольбах погрузился в изучение естествознания и философии, овладел, помимо немецкого и французского, английским, итальянским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками.
В 1749 после завершения курса, унаследовав от своего дяди баронский титул и состояние, вернулся в Париж, дабы предаться занятиям научной и литературной деятельностью. Дом Гольбаха стал одним из виднейших во Франции интеллектуальных салонов, собиравших просветительски и материалистически настроенных философов, ученых и литераторов. Здесь бывали Дидро (см. ДИДРО Дени), с которым его связала пожизненная дружба, К. Гельвеций (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан), Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), Ж. Бюффон (см. БЮФФОН Жорж Луи Леклерк), Руссо (см. РУССО Жан Жак) и др. Активно сотрудничал в «Энциклопедии (см. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))», для которой написал и отредактировал большое количество статей по естествознанию. Перевел на французский язык и издал произведения философов-материалистов (Л. Кара (см. ЛУКРЕЦИЙ), Т. Гоббса (см. ГОББС), Д. Толанда (см. ТОЛАНД Джон), А. Коллинза (см. КОЛЛИНЗ Антони) и др.), немецких и шведских ученых-естетствоиспытателей, в том числе, не менее 13 томов по химии, минералогии и геологии.
Первый антирелигиозный памфлет Гольбаха «Разоблаченное христианство, или Рассмотрение начал христианской религии и ее последствий» был опубликован в 1761. Далее последовала целая серия выпадов против религии и католической церкви: «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза, или Естественная история суеверия» (1768), «Письма к Евгении, или предупреждение против предрассудков» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» и др. Эти боевитые сочинения, стяжавшие Гольбаху славу «личного врага бога», печатались анонимно и за пределами Франции.
Основной труд Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», вышел в 1770 в Амстердаме. Это сочинение стало итоговой книгой французского материализма и атеизма 18 века и было оценено современниками как «библия материализма». Дидро (см. ДИДРО Дени) и Гельвеций восторженно приветствовали ее, просветители-деисты Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Д"Аламбер (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон), Руссо (см. РУССО Жан Жак) осудили книгу за радикализм; первый из них даже написал памфлет против книги Гольбаха. Церковь и власти встретили книгу бурей негодования. Парижский парламент обвинил книгу в том, что она «колеблет трон, разрушает алтарь, уничтожает веру» и, тем самым, подстрекает народ к возмущению против властей, к бунту. «Система природы» и атеистические памфлеты Гольбаха были приговорены к сожжению, римский папа включил их в «Индекс запрещенных книг (см. ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ)»; автор, оставшийся нераскрытым, однако, не был, устрашен и заявлял, что «последнего короля следовало бы повесить на кишках последнего попа». Последние произведения французского философа были посвящены социально-политической и этической проблематике: «Социальная система» (1773), «Естественная политика, или Беседы об истинных принципах управления» (1773), «Всеобщая мораль» (1776) и др.
Был избран членом Берлинской и Мангеймской, иностранным почетным членом Петербургской Академий наук (1780). Гольбаха можно рассматривать как самого крупного представителя французского материализма и атеизма 18 века.
Умер за три недели до штурма Бастилии. Могила Гольбаха была разрушена и ныне неизвестна.
Доктрина
Решающее влияние на формировании взглядов Гольбаха оказали философы-материалисты всех эпох (Эпикур (см. ЭПИКУР), Лукреций Кар (см. ЛУКРЕЦИЙ), Гоббс (см. ГОББС), Коллинз (см. КОЛЛИНЗ Антони), Пристли (см. ПРИСТЛИ Джозеф), Мелье (см. МЕЛЬЕ Жан) и др.), французские философы-рационалисты и просветители (Декарт (см. ДЕКАРТ Рене), Бейль (см. БЕЙЛЬ Пьер), Монтень (см. МОНТЕНЬ Мишель де), Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Вольтер (см. ВОЛЬТЕР) и др.) и современное ему естествознание.
Природа, или материя, по Гольбаху, является причиной самой себя. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве. Материя есть совокупность всех природных тел и состоит из элементарных частиц — неизменных и неделимых атомов, характеризующихся протяженностью, весом, фигурой, непроницаемостью, движением. Согласно Гольбаху, «движение — способ существования материи». Оно сводилось им к его механической форме. По Гольбаху, «материя движется благодаря своей энергии». Природа находится в постоянном развитии, и сочетание движения, теплоты и определенная комбинация веществ на определенном этапе породило жизнь и человека, являющегося частью природы. В связи с этим он отрицал свободу воли, полагая поведение обусловленным естественной причинностью. Чувственность есть свойство особым образом организованной материи. Французский философ принял позицию последовательного сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ), рассматривая чувства как единственный источник знаний. Мышление сводилось им к функции чувствительности.
Гольбах, заняв в отличие от Гельвеция (см. ГЕЛЬВЕЦИЯ) бескомпромиссную позицию, придал атеизму воинствующую форму. Он рассматривал религию как «просто лишенные смысла слова, призраки, созданные невежеством и видоизмененые больным воображением».
Любая религия и церковь рассматривалась философом как главное общественное зло, тормоз развития, источник войн, гнета, разврата, деградации и т. д. Бичевал религиозную мораль как человеконенавистническую, лживую, лицемерную и ханжескую. Критика Гольбаха не щадила не только все формы религии, но и пантеизм и деизм. Философ акцентировал взаимообусленность религии и деспотизма. Основным средством борьбы с религией считал распространение свободомыслия и просвещения.
Присущие его произведениям блеск, остроумие, язвительность и сарказм сатиры, беспощадность насмешек делали его критику религии и церкви действенной и убедительной.
Свою этику Гольбах обосновывал посредством механики. Cебялюбие, интерес, тяга к личному благу (эвдемонизм (см. ЭВДЕМОНИЗМ)) рассматривались им как движущая сила поведения человека, как причина всех действий, мыслей и чувств и полагались как своеобразная форма проявления закона всемирного тяготения. Утверждаемая Гольбахом «естественная» или «всеобщая мораль» исходила из природных потребностей и склонностей человека и предполагала вместе с тем гармоничное сочетание общественных и индивидуальных интересов. Добро определял как то, что полезно объединившимся в общество людям.
Отвергая концепцию «естественного состояния», разделял договорную теорию происхождения государства. Исходил из определяющей роли среды в формировании человека. Своей испорченностью человек, по Гольбаху, обязан порочности общества. Резко критически относился к феодально-сословному строю, к деспотизму, считая их противоречащим разуму нарушением равновесия между общественными и личными интересами. Считал аристократов и священнослужителей вредными паразитами. Критикуя феодальную собственность, отстаивал буржуазную. Экономические взгляды были близки учению физиократов (см. ФИЗИОКРАТЫ). Политический идеал связывал с сочетанием монархии, аристократии и демократии, что определялось им как «смешанная» или «ограниченная монархия». Государь, по его мнению, должен быть «уполномоченным общества». Допускал возможность народного мятежа против деспотической власти, но к возможности революции, одним из идейных вдохновителей которой ему суждено было стать, относился с осторожностью; общественный прогресс связывал с распространением просвещения и реформами. Развивал идеи антимилитаризма и космополитизма.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГОЛЬБАХ" в других словарях:

  • ГОЛЬБАХ — (Holbach) Поль Анри (1723 1789) фр. философ, естествоиспытатель, один из основателей школы фр. материализма и атеизма, соратник Д.Дидро и К.А. Гельвеция, автор большого числа статей в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел»… …   Философская энциклопедия

  • Гольбах — Гольбах, Поль Анри Поль Анри Тири Гольбах Paul Henri Thiry, baron d’Holbach Дата рождения: 8 декабря …   Википедия

  • ГОЛЬБАХ — (Holbach) Поль Анри (1723 89), французский философ. Активно сотрудничал в Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Д Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли… …   Современная энциклопедия

  • ГОЛЬБАХ — (Holbach) Поль Анри (1723 1789) французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГОЛЬБАХ — (Holbach) Поль Анри (1723 1789) французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий… …   Новейший философский словарь

  • гольбах — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гольбах — (Павел, барон Holbach, 1723 89) философ материалист, род.в Пфальце, воспитывался с раннего детства в Париже, где и остался жить;получил разностороннее образование; имея большое состояние, занималсяестественными науками, поместил в энциклопедии… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гольбах — (Holbach)         Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, 21.6.1789, Париж], французский философ материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро …   Большая советская энциклопедия

  • ГОЛЬБАХ — (Holbach), Поль Анри (1723 21.VI.1789) представитель франц. Просвещения, философ материалист и атеист. Род. в Эдесхейме (Германия) в семье крупного торговца, нем. барона. Воспитывался и жил в Париже. Получил широкое, по тому времени, естеств.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Гольбах Поль — Гольбах: Человек это творение природы     Поль Анри Дитрих, барон Гольбах, родился в городе Гейдельсгейме в Пфальце в 1723 г., воспитывался и провел всю жизнь в Париже. Унаследовав огромное состояние, он обосновался в окрестностях Парижа,… …   Западная философия от истоков до наших дней


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»