ГИРЛАНДАЙО Доменико это:

ГИРЛАНДАЙО Доменико
ГИРЛАНДАЙО Доменико
ГИРЛАНДА́ЙО (Ghirlandaio) (наст. имя ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) Доменико (1449—1494), итальянский живописец флорентийской школы (см. ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА) Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Ясные по композиции, мягкие по колориту фрески (в церквах Санта Тринита, 1483—1486, и Санта Мария Новелла, 1485—1490, во Флоренции) изобилуют жанровыми мотивами, деталями современного ему быта.
* * *
ГИРЛАНДА́ЙО (Ghirlandaio) Доменико (наст. имя Доменико ди Томмазо Бигорди, Domenico di Tommaso Bigordi) (1449, Флоренция — 11 января 1494, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)).
Мастер монументальной фресковой живописи
Был сыном ювелира, искусно делавшего гирлянды, — отсюда прозвище «Гирландайо». Первоначальное обучение, предположительно, получил в мастерской отца. Биограф мастеров итальянского Возрождения, Джорджо Вазари, (см. ВАЗАРИ Джорджо) в своих «Жизнеописаниях» называет Гирландайо учеником Алессо Бальдовинетти; самые ранние из приписываемых художнику работ (начало 1470-х гг.) свидетельствуют о сильном влиянии живописи Андреа дель Кастаньо (см. КАСТАНЬО Андреа дель).
На протяжении всей своей творческой жизни Гирландайо был, главным образом, мастером монументальной фресковой живописи, тогда как большинство флорентийских художников уже в последней четверти 15 в. писали почти исключительно маслом. В одной из своих ранних работ, фресках церкви Оньисанти во Флоренции (около 1472—73), в сцене «Оплакивания» он изобразил среди плакальщиков представителей семейства Веспуччи (впоследствии подобное введение портретных изображений и современных костюмов в сцены религиозного содержания стало типичным). Благодаря этому, а также умению работать быстро и удовлетворять вкусы заказчиков Гирландайо стал одним из самых популярных мастеров Флоренции. Стиль Гирландайо этого времени обнаруживает черты, в чем-то напоминающие ранненидерландскую живопись со свойственным ей интересом к изображению мельчайших подробностей: «Св. Иероним в келье» (1480, церковь Оньисанти) вполне может быть увеличенной до размеров фрески версией какой-нибудь написанной маслом картины нидерландца Яна ван Эйка (см. ЭЙК), попавшей во Флоренцию. Фреска является парной к «Св. Августину» Сандро Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), флорентийца и современника Гирландайо. Однако по сравнению с фреской Боттичелли фреска Гирландайо обнаруживает некоторую прозаичность стиля и излишнюю склонность к подробностям. Вероятно, уже над своим первым большим заказом — фреской в капелле св. Фины в церкви Колледжата ин Сан Джиминьяно близ Флоренции (восходит к циклу Филиппо Липпи (см. ЛИППИ) в соборе Прато) — Гирландайо работал вместе с хорошо обученными художниками своей мастерской, в которой выполнялись отдельные части фрески по рисункам и под руководством мастера.
В 1481—1482 Гирландайо получил важный заказ написать фреску в Сикстинской капелле в Ватикане с изображением призвания апостолов Петра и Андрея. Во фреске художник изобразил групповой портрет обитателей флорентийской колонии в Риме, представив их свидетелями евангельских событий. Предполагалось, что включение флорентийцев во фреску, написанную для Ватикана, имело политическое значение, так как правительство Флоренции незадолго до того обвинило папу Сикста IV в соучастии в заговоре Пацци, могущественного тосканского рода, с целью убийства главных представителей флорентийского семейства Медичи (см. МЕДИЧИ). В Риме Гирландайо, вероятно, изучал также памятники античности — многочисленные детали триумфальных арок, античных саркофагов и других мотивов, восходящие к античным источникам, встречаются в произведениях Гирландайо на протяжении всего его творчества. Книга эскизов с зарисовками антиков (Эскориал (см. ЭСКОРИАЛ), Мадрид), очевидно, принадлежит кому-нибудь из его мастерской.
Снова во Флоренции (1480-е годы)
В конце своей недолгой жизни Гирландайо с художниками его мастерской (где работали его братья Давиде и Бенедетто, а также зять Бастиано Майнарди) выполнил два обширных фресковых цикла. Фрески и алтарный образ в капелле Сассети в церкви Санта Тринита во Флоренции (1482—1485) со сценами из жизни св. Франциска Ассизского изобилуют архитектурными деталями, приметами быта того времени и многочисленными портретами членов семьи Сассети и Медичи. Алтарный образ «Поклонение пастухов» (1485) свидетельствует как об интересе к классической античности (сцена поклонения представлена на фоне римской триумфальной арки, а на месте яслей изображен античный саркофаг), так и о знакомстве с современной нидерландской живописью, в частности, с алтарем Хуго ван дер Гуса (см. ГУС Хуго) (заказан в Нидерландах Томмазо Портинари, банкиром Медичи, и доставлен во Флоренцию в конце 1470-х). Небольшие станковые картины Гирландайо, например, портрет Джованны Торнабуони (1488) и портрет старика с родимым пятном на носу и его внука (около 1480—1490, Лувр), вероятно, — лучшее из созданного художником. Портреты отличаются не только простотой и ясностью исполнения, но и мягкостью и человечностью.
Последние работы
Последний и самый значительный фресковый цикл (со сценами из жизни Богоматери и св. Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции) исполнен художником для Джованни Торнабуони, также банкира Медичи. Алтарный образ Гирландайо не успел закончить, фрески были завершены около 1490 художниками его мастерской, среди которых, вероятно, был и молодой Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти). Центральная часть алтаря (Старая Пинакотека, Мюнхен) была завершена помощниками Гирландайо по его эскизу вскоре после смерти художника в 1494. Цикл в еще большей степени включает многочисленные изображения деталей интерьеров и костюмов. Недаром за высокую степень правдоподобия, точности бытовых деталей, добротности живописи Гирландайо в 19 в. считался одним из ведущих живописцев Флоренции 15 в.
Художники типа Гирландайо не создавали шедевров — они шли по проторенным дорогам. Но их великая заслуга состоит в том, что они превращали открытия в норму, утверждали моду на определенный тип искусства и были тем фоном, на котором вырастали великие мастера ренессансного искусства: Микеланджело, Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) и др. Красота и очарование их искусства, а также качественная работа этих мастеров впоследствии оказали большое влияние на формирование представления о мире кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО). Сын Гирландайо, Ридольфо, был также живописцем: одна из наиболее известных его работ — диптих со сценами из жизни св. Зиновия (1517, Галерея академии, Флоренция).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ГИРЛАНДАЙО Доменико" в других словарях:

  • Гирландайо Доменико —         (Ghirlandaio; собственно ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) (1449 1494), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель флорентийской школы. Лучшие произведения Гирландайо (фрески капеллы Сассетти в церкви Санта… …   Художественная энциклопедия

  • Гирландайо, Доменико — Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуонио. 1488. Собрание Тиссен Борнемиса. Лугано. ГИРЛАНДАЙО (Ghirlandaio) (настоящее имя ди Томмазо Бигорди) Доменико (1449 94), итальянский живописец флорентийской школы Раннего Возрождения. Ясные по… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гирландайо Доменико — Гирландайо (Ghirlandaio, собственно ди Томмазо Бигорди, di Tommaso Bigordi) Доменико (1449, Флоренция, 11.1.1494, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сын ювелира. Учился у А. Бальдовинетти. В… …   Большая советская энциклопедия

  • Гирландайо Доменико — (собств. Доменико ди Томмазо Бигорди) (1449 1493/1494) ит. живописец Раннего Возрождения, жил во Флоренции. Фрески и картины Г., написанные главным образом на религ. сюжеты, отображали современную ему жизнь. Г. стал портретистом семейств Медичи,… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Гирландайо, Доменико — …   Википедия

  • Гирландайо Доменико — …   Википедия

  • Доменико Гирландайо — У этого термина существуют и другие значения, см. Гирландайо (семья). Доменико Гирландайо …   Википедия

  • ГИРЛАНДАЙО — (Ghirlandaio), семья итальянских художников и мозаичистов, живших и работавших во Флоренции в 15 16 вв. Их настоящая фамилия Бигорди (Bigordi). Cамый старший и наиболее талантливый Доменико (1449 1494), учитель Микеланджело; его братья Давид… …   Энциклопедия Кольера

  • Гирландайо (семья) — Гирландайо  династия флорентийских художников эпохи Возрождения. Доменико Гирландайо (1449 1494)  знаменитый художник. Ридольфо Гирландайо (1483 1561) его сын. Микеле ди Ридольфо Гирландайо  его сын. Давид Гирландайо (1452… …   Википедия

  • Гирландайо — Доменико (Ghirlandaio, Domenico), наст. имя Доменико ди Томмазо Бигорди 1449, Флоренция 1494, Флоренция. Итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Ученик А. Бальдовинетти. Работал во Флоренции, Сан Джиминьяно (1495), Риме (1481). Вместе… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ГИРЛАНДАЙО Доменико» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»