- ГЕРШТЕЙН Эмма Григорьевна
- ГЕРШТЕЙН Эмма ГригорьевнаГЕРШТЕ́ЙН Эмма Григорьевна [12 (25) октября 1903, Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия — 27 июня 2002, Москва], русская писательница-мемуаристка, литературовед.
Родилась в семье врача. Училась в Двинской гимназии. В 1924 окончила факультет общественных наук Московского университета. До 1929 ее отец работал главным врачом московской больницы имени Семашко. В конце 1920-х гг. познакомилась с О. Э (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич). и Н. Я. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Надежда Яковлевна), для которых стала одним из самых близких людей, в том числе и в годы опалы поэта, и после его гибели. Несмотря на то, что сама Герштейн избежала репрессий, она прожила трудную, полную лишений жизнь (неоднократные увольнения и отказы в приеме на работу). Долгое время перебивалась случайными заработками в редакциях газет и журналов, в Литературном музее.
В конце 1930-х гг. при поддержке Б. М. Эйхенбаума (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) занялась литературоведческой деятельностью, в частности — творчеством М. Ю. Лермонтова (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич). В 1938 выступила с докладом в Пушкинском доме, после чего началась публикация ее литературоведческих работ. С середины 1940-х гг. работала в редакции «Литературного наследства». Плодом творческих поисков стали книги, посвященные жизни и творчеству Лермонтова. Среди них наиболее яркие: «Судьба Лермонтова» (1964), и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова» (1976).
Герштейн была знакома и состояла в дружеских отношениях со многими деятелями русской литературы и культуры 20 века. В числе ее друзей — Анна Ахматова (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) и Лев Гумилев (см. ГУМИЛЕВ Лев Николаевич) . Изданные в 1998 «Мемуары» вызвали большой читательский интерес, позволили без хрестоматийного глянца взглянуть на выдающихся деятелей русской культуры: О. Я. Мандельштама, А. А. Ахматову, Л. Н. Гумилева, Б. Л. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), литературоведа Н. И. Харджиева, поэтессу М. С. Петровых (см. ПЕТРОВЫХ Мария Сергеевна).
Герои «Мемуаров» часто предстают перед читателем в неожиданном ракурсе, иногда в весьма неприглядном, но ни разу Герштейн не дает повода усомниться в собственной правдивости или необъективности. Доверие читателя к автору связано с безошибочностью интонации мемуаристки, особенно когда она полемизирует с Н. Я. Мандельштам, чьи пристрастные оценки оставляют неоднозначное впечатление, или когда Герштейн пишет о себе с доходящей до пика беспощадностью. Без нагнетания ужасов сталинской эпохи мемуаристке удалось передать общую атмосферу страха тех лет.
Мемуары включают и чисто литературоведческую главу, посвященную воронежскому периоду творчества Мандельштама («Мандельштам в Воронеже»), где тонкий анализ стихов поэта переплетается с повседневными и точными наблюдениями за Мандельштамом-человеком. Книга, написанная прекрасным русским языком, читается с интересом, но это отнюдь не предполагает легкое чтение. В 1999 «Мемуары» Герштейн были удостоены премии Букера (ежегодная британская премия в области русской литературы).
Энциклопедический словарь. 2009.