ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) это:

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13—16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Роль искусства
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ)и Контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), Крестьянской войне (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524—1526 годов в Германии)в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий (см. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ), изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо).
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Философия и религия
Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители — Николай Кузанский (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), Марсилио Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио), Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Парацельс (см. ПАРАЦЕЛЬС), Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано) — делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя — наряду с античной и библейско-евангельской традицией — сугубо неортодоксальные элементы гностицизма (см. ГНОСТИЦИЗМ) и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Сознание в состоянии выбора — ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин) и Ж. Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан), либо Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ) (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы (см. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА), основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет — в контексте церковных реформ — и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс (см. ПРОТОРЕНЕССАНС) («эпоха Данте и Джотто», ок.1260—1320), частично совпадающий с периодом дученто (см. ДУЧЕНТО) (13 в.), а также треченто (см. ТРЕЧЕНТО) (14 в.), кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО) (15 в.) и чинквеченто (см. ЧИНКВЕЧЕНТО) (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14—15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой (см. ГОТИКА), преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ)) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ).
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ); здесь роль поздней готики (см. ГОТИКА) (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14—15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые — при всем обилии тогдашних талантов — стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ), противоположные аспекты кватроченто — конструктивную строгость и задушевный лиризм — соответственно выразили Мазаччо (см. МАЗАЧЧО) и Анджелико (см. АНДЖЕЛИКО) с Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро). «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) — это художники — символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры — ранний, средний и поздний — монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо), Д. Браманте (см. БРАМАНТЕ Донато) и А. Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа).
Я. Ван Эйк (см. ВАН ЭЙК), И. Босх (см. БОСХ Иероним) и П. Брейгель Старший (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший) олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.
А. Дюрер (см. ДЮРЕР Альбрехт), Грюневальд (М. Нитхардт (см. НИТХАРДТ Матис)), Л. Кранах Старший (см. КРАНАХ Лукас Старший), Х. Хольбейн Младший (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший) утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка (см. ПЕТРАРКА Франческо), Ф. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) и У. Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям) — если назвать лишь крупнейшие имена — не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Новые виды и жанры
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы (см. ПЕРСПЕКТИВА), пропорций (см. ПРОПОРЦИЯ), проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито (см. НОН-ФИНИТО)) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск (см. ГРОТЕСК).
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла (см. НОВЕЛЛА) и плутовской роман (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН) наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль (см. ПАСТОРАЛЬ) как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА)). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура — тесно связанная с фольклором — играет все большую роль наряду с религиозной. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами (см. МАДРИГАЛ), песнями, канцонами. (см. КАНЦОНА) Музыка теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке. В эпоху Возрождения инструментальная музыка (см. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА) стала самостоятельным искусством. В это время появился ряд инструментальных пьес, вариаций (см. ВАРИАЦИИ в музыке), прелюдий (см. ПРЕЛЮДИЯ), фантазий (см. ФАНТАЗИЯ (музыкальная пьеса)), рондо (см. РОНДО (в музыке)), токкат (см. ТОККАТА). Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган (см. ОРГАН (музыкальный инструмент)), клавесин (см. КЛАВЕСИН), виола (см. ВИОЛЫ), различные виды флейт (см. ФЛЕЙТА), а в конце 16 в. — скрипка (см. СКРИПКА). Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории (см. ОРАТОРИЯ) и оперы (см. ОПЕРА). Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала в оперном театре. Во Флоренции в конце 16 в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
Наследующее Возрождению барокко (см. БАРОККО) плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры — в том числе Сервантес и Шекспир — принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.* * *
ФИЛОСОФСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ (подробный обзор) Первый период Возрождения
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн), Данте (см. ДАНТЕ Алигьери), которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан (см. БУРИДАН Жан), Орем (см. ОРЕМ Никола), Николай из Отрекура (см. НИКОЛАЙ из Отрекура)), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского (см. МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ), от натурализма падуанской школы (см. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА) (Пьетро Д"Абано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа (см. УИКЛИФ Джон)и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) и Салютати. «Искусство жизни», разработанное Петраркой (см. ПЕТРАРКА Франческо) и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии.
Второй период Возрождения
Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени сосуществовать вместе и искать компромисса. В трудах Бруни (см. БРУНИ Леонардо), Браччолини, Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста), Манетти, Валлы (см. ВАЛЛА Лоренцо) гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»).
К середине 15 в. формируется возрожденческий неоплатонизм, расцвет которого был отчасти обусловлен эмиграцией в Италию византийских ученых. В центре этого процесса — «платоновская школа (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ)» во Флоренции во главе с Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио). В работах флорентийских платоников осуществлялся эклектический синтез неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), герметизма (см. ГЕРМЕТИЗМ (в философии)), каббализма (см. КАБАЛА (в иудаизме)), арабской мистики. Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма. В 16 в. традицию школы продолжает Патрици (см. ПАТРИЦИ Франческо). Развивается и аристотелианская ветвь философии: Помпонацци (см. ПОМПОНАЦЦИ Пьетро), углубляя традиции падуанского аверроизма (см. АВЕРРОИЗМ), делает шаг в сторону эмпиризма (см. ЭМПИРИЗМ) и сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ).
Параллельно с гуманистической мыслью, стремящейся христианизировать язычество, существует тенденция обновления собственно христианства. Она более свойственна северному Возрождению (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ). В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский (см. ФОМА КЕМПИЙСКИЙ)). В Германии — Николаем Кузанским (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), Р. Агриколой, Цельтисом (см. ЦЕЛЬТИС Конрад). Мыслителям этого направления свойственна большая заинтересованность в очищенном от схоластики морально-религиозном практицизме, в анализе психологических глубин религиозной жизни. Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы (см. САВОНАРОЛА Джироламо) против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни)). В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ).
Особняком стоит в 15 в. философия Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), выделяющаяся своей масштабностью и глубиной. Кузанец осуществил единственный в своем роде синтез ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новейших тенденций гуманистической мысли. В этом отношении он — последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать абсолютное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и абсолютного, «максимума» и «минимума». Предвосхищая Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) и Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий. Однако в культурной ситуации Возрождения философия Николая Кузанского оказалась невостребованной.
Третий период Возрождения
Третий, последний период философии Возрождения (16 — нач. 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции — Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером (см. ЛЮТЕР Мартин) и Эразмом Роттердамским (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ). Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Лютер разрабатывает теорию предопределения и спасения только верой, в силу чего традиционная философия оказывается излишней, если не вредной. Но на деле лютеровское углубление понятия веры не порывает с основными мотивами Возрождения и способствует прояснению роли самосознания в структуре личности: в этом отношении Лютер — предшественник Декарта. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли (см. ЦВИНГЛИ), Меланхтон (см. МЕЛАНХТОН Филипп), Кальвин (см. КАЛЬВИН Жан)) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала совершенной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта. В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка (см. ФРАНК Себастьян) и Беме (см. БЕМЕ Якоб). Поэтическая натурфилософия последнего сыграла большую роль в развитии классической немецкой философии.
Итоги Возрождения
Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения Утонченный меланхоличный скептицизм Монтеня (см. МОНТЕНЬ Мишель де)сохраняет в эту эпоху этические импульсы классического гуманизма. Натурфилософия развивается в трудах Бруно (см. БРУНО Джордано), превратившего ее в радикальный пантеизм, и Телезио (см. ТЕЛЕЗИО Бернардино), существенно приблизившего ее к будущему новому естествознанию введением в привычный пантеистический гилозоизм нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Бурно развивается мысль Контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), в рамках которой осуществляются социальные, психологические и педагогические новации Лойолы (см. ЛОЙОЛА Игнатий), предложившего свою, антилютеровскую концепцию личности. Переживает неожиданный расцвет «вторая схоластика», раскрывшая в томизме (см. ТОМИЗМ) новые ресурсы. Результаты, достигнутые при этом в онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) Фомой де Вио (Каэтаном) и Ф. Суаресом (см. СУАРЕС Франсиско) по-настоящему оценили только в 20 в. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), Мор (см. МОР Томас), Кампанелла (см. КАМПАНЕЛЛА Томмазо) создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Одновременно Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной социологии, а Боден создает теорию правового государства, веротерпимости и суверенитета, начиная эпоху современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, каковую найдет следующее поколение мыслителей. Исторический драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, 16 в. можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей мышления
В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Кузанца. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)" в других словарях:

  • Возрождение (Ренессанс) — Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В.: в Италии ‒… …   Большая советская энциклопедия

  • Возрождение, Ренессанс —     в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени (в Италии 14 16 вв., в других странах конец 15 16 вв.). Отличительные черты светский характер, гуманистическое… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс — в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср. век. культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологич. границы В.: в Италии 14 16 вв. в др. странах кон. 15 16 вв.). Отличит, черты культуры В., антифеодальной в …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Возрождение (Ренессанс) — период в идейном и культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (В Италии – 14 16 вв., в других – конец 15 16 вв., переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Возрождение —         Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… …   Художественная энциклопедия

  • Возрождение — (Ренессанс) (фр. Renaissance – возрождение) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах кон. XV – нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового… …   Энциклопедия культурологии

  • Возрождение — Возрождение. Леонардо да Винчи. Мона Лиза . ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ — (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному …   Современная энциклопедия

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ — (Ренессанс) период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14 16 вв., в других странах кон. 15 16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский …   Большой Энциклопедический словарь

  • Возрождение — (Ренессанс) период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14 16 вв., в других странах конец 15 начало 17 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры… …   Исторический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»